См. Прогноз на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Таблица 14. Динамика производства отраслей машиностроительного комплекса

в % г/г

2019

2020

2021

2022

2023

2023/2019

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

13,2

-1,8

8,4

6,3

6,8

20,8

Производство электрического оборудования

1,0

-6,3

8,0

2,1

2,4

5,8

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

5,8

1,2

1,9

2,1

2,5

7,9

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

-0,3

-18,0

6,7

6,8

6,4

-0,6

Производство прочих транспортных средств и оборудования

2,9

-18,0

4,0

3,0

3,4

-9,2

В 2023 г. по сравнению с 2019 г. ожидается увеличение производства компьютеров, электронных и оптических изделий на 20,8 процента. Динамика производства продукции приведенной группы будет определяться, в том числе, эффективностью деятельности созданных и создаваемых производств радиоэлектронной продукции, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".

Указанный сегмент электроники отличается достаточно высокой зависимостью от государственной политики как в части направлений и динамики перспективного развития, так и в части спроса на продукцию в специальном исполнении. В связи с этим значимыми факторами развития производства радиоэлектронной продукции и компонентной базы в среднесрочной перспективе будут являться приоритетное использование продукции российского производства при реализация инвестиционных проектов в сфере коммуникации и связи, включая развитие информационной инфраструктуры в рамках национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", а также закупки оборудования в рамках гособоронзаказа.

Развитие производства медицинской техники будет определяться увеличением инвестиций в основной капитал по направлению "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", а также эффективностью реализации мероприятий по модернизации системы здравоохранения и укреплению материально-технической базы медицинских учреждений. Также увеличению производства отечественного медицинского оборудования будет способствовать реализация национального проекта "Здравоохранение", в котором, в том числе, предусмотрено внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов. Кроме того, с целью создания научных заделов для развития в Российской Федерации производства ключевых сегментов импортозамещающего медицинского оборудования, а также технологической модернизации организаций отрасли в настоящее время реализуется государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности".

В 2023 г. по сравнению с 2019 г. ожидается увеличение производства электрического оборудования на 5,8 процента. Динамика производства электрического оборудования обусловлена, в том числе, увеличением производства электрического оборудования для энергетической отрасли (в том числе кабельной продукции), энергетического оборудования и бытовых приборов. Предполагается, что ожидаемое увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2021 - 2023 гг., улучшение условий потребительского кредитования, а также модернизация действующих и ввод новых производственных мощностей также будут оказывать положительное влияние на увеличение объемов рынка бытовой техники.

В 2023 г. по сравнению с 2019 г. ожидается рост производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, на 7,9%, в том числе за счет роста производства станков, энергетического машиностроения, сельскохозяйственной и бытовой техники.

Увеличение объемов спроса на дорожно-строительную технику в 2021 - 2023 гг. будет связано с реализацией инвестиционных проектов в дорожном, коммерческом и жилищном строительстве, а также с необходимостью обновления действующего парка техники и реализацией мер государственной поддержки, направленной на сокращение издержек производителей указанной техники.

Кроме того, в среднесрочной перспективе росту производства дорожно-строительной техники будут способствовать ряд мер государственной поддержки, предусмотренных:

- постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 1649 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".

В части автомобильной техники в среднесрочной перспективе ожидается рост производства легковых автомобилей, что будет обусловлено ростом реальных располагаемых доходов населения, а также диверсификацией географии экспортных поставок отечественных производителей.

Увеличению производства грузовых автомобилей будут способствовать ожидаемый рост грузооборота автомобильного транспорта; потребность в обновлении парка грузовых автомобилей; программы развития экспортных поставок производителей; рост коммерческих перевозок автотранспортом; а также дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные для развития автомобильной промышленности.

В части подвижного состава ожидаемое сокращение производства в 2020 г. будет обусловлено падением железнодорожных перевозок. Производство вагонов грузовых магистральных в текущем году сократится на 50%. Восстановление производства в 2021 - 2023 гг. связано в основном с оказанием мер государственной поддержки, а также действующими программами обновления парка крупнейших грузоперевозчиков.

Основным фактором развития производства в авиастроительном комплексе будет осуществление поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, включая МС-21, SSJ-100, Ми-8/17/171, Ансат, Ка-62, легкий многоцелевой вертолет.

С целью обеспечения повышения эффективности развития авиастроения будут реализованы следующие механизмы государственной поддержки:

- стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат на приобретение воздушных судов, субсидирование части затрат на закупку запчастей и организацию авиационных сервисных центров, субсидирование экспортных поставок, реализация механизма гарантии остаточной стоимости воздушных судов);

- поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (реализация ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техническое перевооружение предприятий отрасли, субсидирование части затрат на организацию производства самолетов региональной авиации и сертификацию таких самолетов).

Дополнительным фактором, обеспечивающим развитие авиастроительного комплекса, является реализация программ инновационного развития ПАО "ОАК", АО "ОДК" и АО "Вертолеты России" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью.

Развитие судостроительного комплекса в прогнозном периоде будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа, сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ПАО "Газпром", ГК "Росатом", ПАО "Совкомфлот", ПАО "Новатэк", ПАО "НК "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания, судов класса "река-море", дноуглубительных судов, крупных круизных лайнеров и рыбопромысловых судов.

Данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"; развития судостроительной науки, лизинга в сфере судостроения, производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда").

На развитие производства космической техники в прогнозном периоде будет оказывать влияние эффективность реализации основных программных документов в сфере космической деятельности (ФЦП "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации", ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы", Федеральная космическая программа России на 2016 - 2025 годы и другие проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России").