См. Прогноз на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Производство нефтепродуктов

Объем первичной переработки нефти в 2019 г. составил 289,9 млн тонн (-0,3% г/г). Основное сокращение объема переработки зафиксировано на НПЗ Уральского федерального округа (-1,6 млн т), а также Сибирского и Южного федеральных округов (-0,8 млн т и -0,4 млн т соответственно). Доля переработки нефти в объеме ее добычи в 2019 г. составила 51,7% против 52,3% в 2018 году.

В 2019 г. экспортировано 142,9 млн тонн нефтепродуктов (-4,7%), из которых на страны дальнего зарубежья и СНГ приходится 90% и 10% соответственно. При этом доля экспорта нефтепродуктов в общем объеме экспорта товаров сократилась на -1,7 п.п. до 17,4% в 2019 году. В структуре экспорта нефтепродуктов продолжают преобладать "светлые" нефтепродукты, доля топлива дизельного, не содержащего биодизель, по итогам 2019 г. превысила 40%. Объем импорта нефтепродуктов по-прежнему незначителен.

Глубина переработки нефтяного сырья в Российской Федерации, по данным Росстата, по итогам 2019 г. составила 82,8% против 82,2% в 2018 году. Продолжающийся рост глубины переработки обусловлен выполнением нефтяными компаниями четырехсторонних соглашений по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, подписанных ими в 2011 г. с Минэнерго России, ФАС России и Ростехнадзором.

Снижение объемов переработки в 2019 г. связано, в том числе, с проведением плановых ремонтных работ на НПЗ. Основной вклад в сокращение производства обеспечил топочный мазут, производство которого уменьшилось на -1,9 млн т по сравнению с 2018 годом. Таким образом, его производство сокращается пятый год подряд, что обусловлено реализацией налогового маневра в нефтяной отрасли.

Рост производства был зафиксирован в сегменте "светлых" нефтепродуктов: по автомобильному бензину (+2,0%) и дизельному топливу (+1,2%).

В 2019 г. завершено строительство установки экстракции ароматики (ПАО "Татнефть", гидроочистки дизельного топлива (ООО "ВПК-ОЙЛ") гидроочистки тяжелого гайзоля (ПАО "Татнефть"). Рост объемов первичной переработки и дозагрузка вторичных процессов привели к увеличению производства всех видов светлых нефтепродуктов.

В 2020 г. объем первичной переработки нефти ожидается на уровне 280,6 млн т (-3,2%). Снижение объемов переработки связано, в первую очередь, с ограниченными возможностями потребления моторных топлив в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Прогнозируемые объемы выпуска нефтепродуктов позволят полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка.

В 2020 г. прогнозируется снижение производства автомобильного бензина до 40,1 млн т в связи со снижением спроса в условиях реализации ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции. Наряду с восстановлением экономической активности в 2021 г. ожидается рост производства автомобильного бензина до 42,0 млн т (+5,0%). Рост производства будет обеспечен, в том числе, вводом трех установок вторичной переработки нефти по выработке компонентов автомобильного бензина суммарной мощностью 2,9 млн тонн.

В производстве дизельного топлива в 2020 г. прогнозируется рост до 80,6 млн т (+2,8%). Непрерывные поставки товаров первой необходимости оказывают поддержку спросу на моторные топлива, используемые для их поставок.

Одновременно в 2020 г. из-за сокращения спроса прогнозируется снижение выработки топлива для реактивных двигателей до уровня 11,0 млн тонн. В 2021 г. прогнозируется стабилизация выработки топлива для реактивных двигателей на уровне 12,5 млн т (+14,3%).

Производство топочного мазута в 2020 г. ожидается на уровне 42,0 млн тонн. В 2021 г. производство топочного мазута снизится до 41,0 млн т за счет ввода в 2020 г. установок по глубокой переработке нефти мощностью 1,7 млн. тонн и уменьшения потребления в связи с требованиями конвенции "МАРПОЛ".

В 2023 г. прогнозируемый объем первичной переработки нефти составит 286,0 млн т, что будет обеспечено вводом новых мощностей по первичной переработке нефти на отечественных НПЗ.

К 2023 г. по сравнению с 2019 г. ожидается:

- увеличение производства автомобильного бензина до 42,3 млн т (+5,1%);

- увеличение производства дизельного топлива до 83,1 млн т (+6,0%);

- снижение производства топочного мазута до 42,0 млн т (-11,0%).

Продолжится закрытие неэффективных нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки, производство нефтепродуктов на которых не отвечает установленным в техническом регламенте требованиям к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.

С учетом ожидаемого роста грузо- и пассажироперевозок всеми видами транспорта внутренний спрос на автомобильный бензин и дизельное топливо будет иметь тенденцию умеренного увеличения.