См. Прогноз на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Машиностроение

В 2019 г. в преимущественном большинстве отраслей машиностроительного комплекса наблюдался рост производства: производство компьютеров, электронных и оптических изделий выросло на 13,2% по сравнению с 2018 годом; электрического оборудования - на 1,0%; машин и оборудования, не включенных в другие группировки - на 5,8%; прочих транспортных средств и оборудования - на 2,9%. При этом сокращение производства наблюдалось в сегменте автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (-0,3%).

Положительный вклад в развитие машиностроительного комплекса внесла реализация мер государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики, в том числе в части: стимулирования спроса на продукцию российского производства (сельскохозяйственную технику, продукцию авто-, авиа- и судостроения, средства производства); стимулирования инвестиционной и научной деятельности хозяйствующих субъектов; развития производственно-технологического потенциала отдельных секторов машиностроения (в рамках федеральных целевых программ).

В указанный период отмечался низкий уровень загрузки производственных мощностей отдельных видов высокотехнологичных товаров: в части тракторов для сельского хозяйства - 18,7%, станков металлорежущих - 23,4%, генераторов переменного тока (синхронных генераторов) - 23,2%, автомобилей легковых - около 55,6%, холодильников и морозильников бытовых - 54,1%, приемников телевизионных, совмещенных или не совмещенных с широковещательными радиоприемниками или аппаратурой для записи или воспроизведения звука или изображения, - 51,1%.

Импорт машиностроительной продукции по группам ТН ВЭД ЕАЭС 84 - 90 в стоимостном выражении составил 112,7 млрд долл. США, что соответствует уровню 2018 года.

Общесистемным вектором развития машиностроительного комплекса в среднесрочной перспективе станет эффективность реализации мероприятий, направленных, в том числе, на:

- развитие экспорта машиностроительной продукции в страны СНГ и дальнего зарубежья, продвижение продукции отечественных производителей на новые рынки;

- развитие совместных производств конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, авиастроении и других секторах);

- реализацию мер, направленных на импортозамещение продукции машиностроительного комплекса;

- финансирование части затрат на проведение прикладных опытно-конструкторских работ, в том числе в рамках Индустрии 4.0, и внедрение полученных результатов в промышленное производство;

- стимулирование использования продукции отечественного машиностроения при реализации государственных программ в смежных отраслях, при строительстве крупных инфраструктурных проектов, в том числе посредством предоставления льготного кредитования на покупку и лизинг техники и оборудования;

- обеспечение приоритета отечественного оборудования при осуществлении закупок компаниями с государственным участием.