Поддержка субъектов РФ, расширение их доходной базы и обеспечение устойчивости их бюджетов, наряду с повышением прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов оставались в 2019 - 2020 гг. приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений.
В 2019 году продолжалась работа по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы, включая новации в части:
- перехода от финансовой к персональной ответственности высших должностных лиц за несоблюдение предельных значений размера дефицита бюджета, объема заимствований и объема государственного долга: исключение "наказаний" в виде приостановления/сокращения трансфертов;
- введения "горизонтальных субсидий" в целях стимулирования к межрегиональной (межмуниципальной) кооперации и интеграции;
- ограничения случаев и оснований, при которых целевые межбюджетные трансферты могут предоставляться в форме иных межбюджетных трансфертов;
- возможности оперативного перераспределения в течение всего срока реализации национальных проектов межбюджетных трансфертов в целях реализации региональных проектов (путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись);
- сокращения предельного срока заключения соглашений на предоставление субсидий бюджетам субъектов (с 15 февраля до 1 января очередного финансового года);
- установления предельного срока распределения иных межбюджетных трансфертов и заключения соглашений на их предоставление (до 1 января очередного финансового года или 30 дней после внесения изменений в закон о бюджете);
- установления предельных объемов нераспределенного резерва для иных межбюджетных трансфертов (5% на первый год планового периода, 10% на второй год планового периода);
- возможности регионов осуществлять за счет собственных средств дополнительные расходы на финансовое обеспечение мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета, в целях их опережающей реализации (с правом на возмещение указанных расходов в последующих периодах с сохранением уровня софинансирования, установленного в соответствующем соглашении);
- применения единого предельного уровня софинансирования для субсидий на реализацию национальных проектов на весь срок их реализации и установления аналогичного предельного уровня софинансирования в отношении субсидий на реализацию госпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий";
- учета при отборе регионов и распределении субсидий перспективных экономических специализаций и параметров демографического прогноза по субъектам РФ и муниципальным образованиям, заложенных Стратегией пространственного развития на период до 2025 года;
- возможность установления актами Правительства РФ распределения субсидий на период превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств и заключения соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ (межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам) за пределами планового периода;
- требования заключения соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ (межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам) на срок, не меньший периода, на который утверждено распределение соответствующих межбюджетных трансферов в законе о бюджете;
- установления предельного срока заключения соглашений субъектами РФ с муниципальными образованиями (30 дней) и предельного срока утверждения правил предоставления субсидий (до 1 декабря, предшествующего году предоставления субсидии).
В целях стимулирования субъектов РФ к повышению эффективности мер государственной поддержки при расчете налогового потенциала (для целей распределения дотаций на выравнивание бюджетного обеспеченности) не учитываются стимулирующие налоговые расходы, обусловленные льготами по налогу на прибыль и имуществу организаций, оценка совокупного бюджетного эффекта по которым принимает положительное значение.
В целом, реализованные в 2014 - 2019 гг. меры по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов и ограничению роста их долга принесли результаты:
- государственный долг субъектов снизился до 2 113,0 млрд. рублей (22,5% налоговых и неналоговых доходов):
- консолидированные бюджеты субъектов в течение 2018 - 2019 гг. были исполнены с профицитом (510,3 и 4,7 млрд. рублей в 2018 и 2019 гг. соответственно).
В то же время распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году оказало значительное влияние на динамику доходов и расходов региональных бюджетов. Так, за первые 8 месяцев текущего года налоговые и неналоговые доходы регионов снизились на 7% г/г. При этом география влияния кризиса на доходы субъектов неравномерна: так, в ресурсодобывающих регионах сокращение превысило -12,2% г/г, в то время как в столичных агломерациях сложилась более устойчивая динамика (-5,1%).
В целях создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения региональных бюджетов в связи со сложной экономической ситуацией ввиду распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году были предусмотрены дополнительные меры поддержки бюджетов субъектов РФ в части:
- дополнительных трансфертов в целях компенсации снижения поступлений доходов (300,0 млрд. рублей) и оказания помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (68,2 млрд. рублей):
- введения возможности превышения предельных значений показателей дефицита и госдолга;
- переноса на 2 года срока погашения реструктурированной задолженности, проведенной в 2012 и 2013 гг., до 2034 года: с погашением ежегодно в 2025 - 2034 годах равными долями (ранее с 2023 по 2032 годы);
- продления периода погашения реструктурированной в 2017 году задолженности до 2029 года и изменение объемов погашения задолженности: в 2020 году освобождение от погашения задолженности, в 2021 - 2024 гг. погашение в размере 5% суммы задолженности ежегодно, в 2025 - 2029 гг. ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности (с возможностью досрочного погашения).
при этом высвобождаемые от погашения в 2020 году средства подлежат направлению на финансирование мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на компенсацию снижения доходов в 2020 году (по сравнению с 2019 годом);
- освобождения субъектов РФ, нарушивших соглашения по итогам 2019 года от досрочного погашения части бюджетных кредитов в 2020 году;
- увеличения в 2020 году срока предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета (казначейских кредитов) с 90 до 180 дней;
- введения возможности предоставления в 2020 году между субъектами РФ "горизонтальных бюджетных кредитов" на срок до трех лет;
- расширения случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта РФ (местного бюджета) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете;
- ускорения и упрощения административных процедур, связанных с предоставлением целевых межбюджетных трансфертов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей