См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Анализ эффективности отдельных типов налоговых расходов в нефтедобыче: на примере льготы "по выработанности"

Налоговая льгота "по выработанности" направлена на стимулирование добычи на выработанных месторождениях, как правило, характеризующихся более высоким уровнем капитальных и эксплуатационных издержек.

Особенности налогообложения и определения "выработанности":

- при расчете НДПИ для участков недр, степень выработанности которых превышает 80%. к ставке НДПИ применяется понижающий коэффициент;

- при этом степень выработанности определяется как соотношение накопленной добычи нефти к сумме начальных извлекаемых запасов на 1 января 2006 года: т.е. не учитывается увеличение запасов в связи с добычей и геологоразведкой, которое в отдельных случаях может достигать десятки раз.

Последствия применения льготы:

- "необоснованное" применение льготы:

- за последние 10 лет объем "льготируемой по выработанности" добычи увеличился почти в 2 раза: с 73 млн тонн в 2009 году до 136 млн тонн в 2019 году и при сохранении действующих параметров ожидается дальнейший быстрый рост (до более 180 млн тонн к 2024 году и более 320 млн тонн к 2036 году);

- льготой "пользуются" на участках недр, фактическая степень истощенности существенно ниже 80%: исходя из расчета выработанности по текущему уровню запасов на получение этой льготы могли бы претендовать участки недр с совокупной добычей около 50 млн тонн или 37% от получающих льготу.

- существенное искажение эффективности применения налоговой льготы:

- увеличение "льготируемой по выработанности" добычи обусловлено исключительно расширением периметра участков недр, в то время как объем добычи на получающих льготу участках недр сокращается; о профиль добычи на "льготируемых по выработанности" участках недр не меняется: из порядка 600 "льготируемых по выработанности" участков на более 400 профиль добычи ухудшился (по сравнению с периодом ДО получения льготы), у остальных практически не изменился; отсутствие роста добычи наблюдается и у тех месторождений, где фактическая истощенность ниже 80%.

00000021.png

- сокращение распределяемой в пользу граждан (бюджета) природной ренты:

- объем выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета от предоставления льготы по выработанности: 0 в 2006 году, 180 млрд рублей в 2013 году и 458 млрд. рублей в 2019 году, 270 млрд рублей в 2020 году, в том числе базовых нефтегазовых доходов (при цене нефти 40 $/барр в ценах 2017 года) - 0 в 2006 году, 40 млрд рублей в 2013 году, 250 млрд рублей в 2019 году, 298 млрд рублей в 2020 году, о при этом на участки недр, фактическая степень истощенности которых составляет более 80%, приходится лишь 58 млрд рублей выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета (в том числе 64 млрд рублей в части базовых нефтегазовых доходов).