Анализ эффективности отдельных типов налоговых расходов в нефтедобыче: на примере льготы "по выработанности"
Налоговая льгота "по выработанности" направлена на стимулирование добычи на выработанных месторождениях, как правило, характеризующихся более высоким уровнем капитальных и эксплуатационных издержек.
Особенности налогообложения и определения "выработанности":
- при расчете НДПИ для участков недр, степень выработанности которых превышает 80%. к ставке НДПИ применяется понижающий коэффициент;
- при этом степень выработанности определяется как соотношение накопленной добычи нефти к сумме начальных извлекаемых запасов на 1 января 2006 года: т.е. не учитывается увеличение запасов в связи с добычей и геологоразведкой, которое в отдельных случаях может достигать десятки раз.
Последствия применения льготы:
- "необоснованное" применение льготы:
- за последние 10 лет объем "льготируемой по выработанности" добычи увеличился почти в 2 раза: с 73 млн тонн в 2009 году до 136 млн тонн в 2019 году и при сохранении действующих параметров ожидается дальнейший быстрый рост (до более 180 млн тонн к 2024 году и более 320 млн тонн к 2036 году);
- льготой "пользуются" на участках недр, фактическая степень истощенности существенно ниже 80%: исходя из расчета выработанности по текущему уровню запасов на получение этой льготы могли бы претендовать участки недр с совокупной добычей около 50 млн тонн или 37% от получающих льготу.
- существенное искажение эффективности применения налоговой льготы:
- увеличение "льготируемой по выработанности" добычи обусловлено исключительно расширением периметра участков недр, в то время как объем добычи на получающих льготу участках недр сокращается; о профиль добычи на "льготируемых по выработанности" участках недр не меняется: из порядка 600 "льготируемых по выработанности" участков на более 400 профиль добычи ухудшился (по сравнению с периодом ДО получения льготы), у остальных практически не изменился; отсутствие роста добычи наблюдается и у тех месторождений, где фактическая истощенность ниже 80%.
- сокращение распределяемой в пользу граждан (бюджета) природной ренты:
- объем выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета от предоставления льготы по выработанности: 0 в 2006 году, 180 млрд рублей в 2013 году и 458 млрд. рублей в 2019 году, 270 млрд рублей в 2020 году, в том числе базовых нефтегазовых доходов (при цене нефти 40 $/барр в ценах 2017 года) - 0 в 2006 году, 40 млрд рублей в 2013 году, 250 млрд рублей в 2019 году, 298 млрд рублей в 2020 году, о при этом на участки недр, фактическая степень истощенности которых составляет более 80%, приходится лишь 58 млрд рублей выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета (в том числе 64 млрд рублей в части базовых нефтегазовых доходов).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей