См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Налоговые расходы в сфере нефтедобычи

За прошедшее десятилетие наблюдалось как увеличение общего объема льготируемой добычи, так и расширение категорий/типов льгот:

- только с 2013 года доля льготируемой добычи нефти возросла с 26,7% до 46,3% (в 2019 году):

- объем соответствующих выпадающих доходов федерального бюджета увеличился более чем втрое: с 0,4 трлн. рублей в 2013 году до 1,4 трлн. рублей в 2019 году.

При этом это не привело к значимым изменениям в динамике объема добычи и инвестиций в отрасли:

- суммарный объем добычи практически не менялся на всем рассматриваемом периоде, незначительно колеблясь в интервале 490 - 510 млн. тонн в год (налогооблагаемый объем, без учета СРП).

- совокупные инвестиции в нефтедобычу в целом оставались на стабильном уровне в реальном выражении, несмотря на значительный рост операционного денежного потока (EBITDA): EBITDA за период приросла более чем на 2 трлн. рублей (+6,1% в год в реальном выражении) при росте капиталовложений на ~0,5 трлн. руб. (или +0,3% в реальном выражении).

Таким образом, на отраслевом (макро) уровне фактические операционные и финансовые данные за последние 10 - 15 лет не свидетельствуют о значимости предоставления льгот как фактора повышения общего уровня капиталовложений и добычи нефти.

При этом при сохранении на стабильном уровне общего объема капиталовложений и добычи нефти предоставление налоговых льгот естественным образом стимулировало изменение их структуры (капиталовложений и добычи) в пользу более рентабельной (с меньшими налогами) и, таким образом, усиливало тенденцию перераспределения ренты от граждан (бюджета) к недропользователям.

00000020.png