См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

3.4. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Поддержка регионов остается приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений. Планируется реализация следующих задач:

- предоставление бюджетам субъектов РФ нецелевой финансовой поддержки с сохранением действующих подходов к распределению дотации на выравнивание;

- формирование дополнительных доходных источников поступлений в консолидированные бюджеты субъектов, включая:

- сохранение до 2024 года механизма централизации 1 п.п. налога на прибыль в качестве источника увеличения объемов дотации на выравнивание;

- поэтапная передача в бюджеты субъектов акцизов на нефтепродукты с доведением к 2024 году норматива до 100%;

- поэтапный переход к 2023 году на зачисление 50% норматива акцизов на крепкий алкоголь исходя из объемов розничных продаж крепкой алкогольной продукции;

- создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития:

- запуск механизма финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры (в целях реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, высвобождаемых в 2021 - 2024 гг. в результате реструктуризации бюджетных кредитов;

- списание задолженности по бюджетным кредитам за счет дополнительного поступления налогов от реализации новых инвестиционных проектов;

- усовершенствование механизма инвестиционного налогового вычета с частичной компенсацией соответствующих выпадающих доходов;

- сокращение дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности с помощью применения стимулирующих механизмов:

- реализация индивидуальных программ социально-экономического развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития;

- учет при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных отраслей экономики регионов (утвержденных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года);

- установление в соглашениях о предоставлении субсидий, предусмотренных в целях софинансирования осуществления закупок обязательств по соблюдению минимальной доли отечественных товаров при их осуществлении.

- предоставление финансовой поддержки, направленной на стимулирование субъектов к достижению национальных целей развития;

- сокращение избыточного регулирования на федеральном уровне полномочий субъектов в целях минимизации неэффективных расходов региональных бюджетов (отказ от избыточных и устаревших норм и требований);

- повышение качества управления региональными и муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины:

- усиление ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение условий межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов;

- мониторинг выполнения субъектами обязательств по снижению уровня долговой нагрузки, принятых в рамках программы реструктуризации;

- согласование планов восстановления платежеспособности регионов, отнесенных к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.

- повышение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ (в т.ч. увеличение объемов распределенных на 3 года межбюджетных трансфертов и сокращение сроков их доведения).

Реализация обозначенных задач, в том числе по обеспечению восстановительного роста экономики, направлена на "нормализацию" бюджетной политики на региональном уровне с постепенным возвращением к сбалансированности региональных бюджетов.

00000028.png