Утвержден

приказом Федеральной службы

по финансовому мониторингу

от 12.08.2020 г. N 191

ПОРЯДОК

ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ, ЯВЛЯЮЩИМИСЯ АДМИНИСТРАТОРАМИ

ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

РЕШЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 12.12.2023 N 316)

1. Настоящий Порядок определяет правила принятия Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами (далее - администраторы доходов бюджета) решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджет).

2. Платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случае:

2.1. смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

2.2. признания банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2020) (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

2.3. признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной после завершения расчетов с кредиторами в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ;

2.4. ликвидации организации - плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2.5. применения актов об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или принятия судом решения, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;

2.6. вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктами 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Российская газета, 2007, N 223; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.06.2020) (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:

размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

2.7. исключения юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц и наличия ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктами 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ, - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае признания решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Российская газета, 2001, N 153-154; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.11.2019) недействительным задолженность по платежам в бюджет, ранее признанная безнадежной к взысканию в соответствии с настоящим подпунктом, подлежит восстановлению в бюджетном (бухгалтерском) учете.

3. Наряду со случаями, предусмотренными пунктом 2 настоящего Порядка, неуплаченные административные штрафы признаются безнадежными к взысканию, если судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Российская газета, 2001, N 256; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2020) (далее - КоАП), вынесено постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. Администраторы доходов бюджета принимают решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в случаях, установленных пунктами 2 и 3 настоящего Порядка и подтвержденных следующими документами:

4.1. выпиской из отчетности администратора доходов бюджета об учитываемых суммах задолженности по уплате платежей в бюджеты, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку;

4.2. справкой администратора доходов бюджета о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в бюджет;

4.3. документами, подтверждающими случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, в том числе:

4.3.1. документом, свидетельствующим о смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или подтверждающим факт объявления его умершим;

4.3.2. судебным актом о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет, являвшегося индивидуальным предпринимателем, а также документом, содержащим сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом - плательщиком платежей в бюджет деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судебного акта о признании его несостоятельным (банкротом);

4.3.3. судебным актом о завершении конкурсного производства или реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет;

4.3.4. документом, содержащим сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации - плательщика платежей в бюджет;

4.3.5. документом, содержащим сведения из Единого государственного реестра юридических лиц об исключении юридического лица - плательщика платежей в бюджет из указанного реестра по решению регистрирующего органа;

4.3.6. актом об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебным актом, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;

4.3.7. постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ;

4.3.8. судебным актом о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращением производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

4.3.9. постановлением о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

В случае прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии с пунктом 4 статьи 31.7 КоАП дополнительно прикладывается справка об истечении установленного КоАП срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (рекомендуемый образец указанной справки приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

5. Проект решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (далее - проект решения) подготавливается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной администраторами доходов бюджета на постоянной основе (далее - Комиссия).

6. Состав Комиссии утверждается приказом администратора доходов бюджета. Число членов комиссии должно быть не менее пяти человек. В состав комиссии входят председатель комиссии (далее - Председатель), заместитель Председателя, секретарь комиссии, члены комиссии.

7. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании Комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

8. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости при наличии оснований и документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.

9. Председатель осуществляет руководство работой Комиссии.

В отсутствие Председателя его обязанности и функции осуществляет заместитель Председателя.

Секретарь Комиссии отвечает за организационное обеспечение деятельности Комиссии и обеспечивает ведение протокола заседания Комиссии.

10. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Комиссии. При голосовании каждый член Комиссии имеет один голос. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Голосование осуществляется открыто.

11. Срок рассмотрения Комиссией документов, представленных подразделениями администратора доходов бюджета по соответствующим направлениям деятельности, на соответствие пунктам 2 - 4 настоящего Порядка не должен превышать 10 календарных дней.

12. Проект решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет бюджетной системы Российской Федерации оформляется актом о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам <1> (далее - Акт), содержащим следующие сведения:

--------------------------------

<1> Пункт 19 Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2021 г., регистрационный N 63995), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 142н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 декабря 2021 г., регистрационный N 66214), от 28 июня 2022 г. N 100н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2022 г., регистрационный N 69510) и от 7 ноября 2022 г. N 157н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2022 г., регистрационный N 71477).

12.1. полное наименование организации (фамилия, имя, отчество физического лица (последнее при наличии);

12.2. идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика организации (идентификационный номер налогоплательщика физического лица (при наличии);

12.3. сведения о платеже, по которому возникла задолженность;

12.4. код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по которому учитывается задолженность по платежам в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, его наименование;

12.5. сумма задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

12.6. сумма задолженности по пеням и штрафам по соответствующим платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

12.7. дата принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

12.8. подписи членов комиссии.

(п. 12 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 12.12.2023 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Акт готовится по итогам заседания Комиссии в течение 3 рабочих дней с даты заседания Комиссии.

14. Оформленный Комиссией Акт утверждается руководителем администратора доходов бюджета.