4.2. Порядок участия добровольческих (волонтерских) организаций в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения

Работа добровольцев (волонтеров) в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций организуется и проводится на основании договоров и соглашений, заключенных между добровольческими (волонтерскими) общественными объединениями и органами управления МЧС России.

Привлечение добровольцев (волонтеров) к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях;

установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;

по решению общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью добровольцев-спасателей на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями чрезвычайных ситуаций.

Решение на привлечение добровольцев (волонтеров) к ликвидации чрезвычайной ситуации принимает зарегистрировавший его орган управления МЧС России.

Привлечение добровольческих (волонтерских) организаций и волонтеров к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на планирование, привлечение, определение сферы деятельности, обучение, сопровождение и оценку.

Территориальным органам МЧС России при планировании привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев-спасателей рекомендуется:

1) определить количество необходимых добровольцев (волонтеров) для того или иного вида деятельности;

2) определить вид обучения и необходимой поддержки добровольцам (волонтерам);

В соответствии с разработанной схемой проводится оповещение добровольческого (волонтерского) объединения и уточняется степень его готовности - количество добровольцев-спасателей, их экипировка и техническое оснащение, возможность работы в автономном режиме, время выезда на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

Порядок действий личного состава добровольческого (волонтерского) объединения при получении сигналов о ЧС разрабатывается при согласовании с органами управления МЧС России.

По прибытии на место начальник добровольческого (волонтерского) объединения обязан доложить о своем прибытии руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.

Дальнейшую работу добровольческое (волонтерское) объединение осуществляет под руководством руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации. Порядок действий добровольческого (волонтерского) объединения разрабатывается при согласовании с органами управления МЧС России.

В связи с особым характером деятельности добровольческого (волонтерского) объединения руководство им предполагает неукоснительное выполнение всеми его членами приказов и распоряжений, отдаваемых руководителем при их участии в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В случаях, когда действия добровольцев (волонтеров) в зоне чрезвычайной ситуации не соответствуют условиям и порядку производства аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководители ликвидации чрезвычайной ситуации обязаны отстранить их от участия в работах.

Взаимодействие добровольческого (волонтерского) объединения с другими силами организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил.

Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций добровольческих (волонтерских) объединений, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда добровольцев-спасателей, выплату им вознаграждений, предоставление им дополнительно оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности добровольцам-спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Кроме выполнения работ, к проведению которых аттестованы добровольцы-спасатели, они могут участвовать (с их согласия) и в других мероприятиях по ликвидации чрезвычайной ситуации:

разборка завалов, расчистка маршрутов движения техники (при наличии необходимого оборудования и создании условий безопасности);

сбор информации о нахождении людей в зоне чрезвычайной ситуации (опрос очевидцев):

поиск людей, пропавших без вести в условиях природной среды;

участие в эвакуации пострадавшего населения;

участие в мероприятиях по жизнеобеспечению пострадавшего населения (развертывание временных пунктов проживания, доставка воды, продуктов питания, медикаментов, уход за больными и престарелыми);

оказание помощи профессиональным спасателям в организации их жизнедеятельности на период проведения спасательных работ.