1. По вопросу согласования антимонопольным органом изменений условий концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением COVID-19

1. По вопросу согласования антимонопольным органом изменений условий концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением COVID-19.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о концессионных соглашениях, при которых предварительное согласие антимонопольного органа на внесение изменений в концессионное соглашение не требуется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее - Правила), устанавливающие в том числе порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Пунктом 2 Правил установлены основания согласования антимонопольным органом изменений условий концессионного соглашения.

При наличии оснований, указанных в пункте 2 Правил, заявитель (концедент или концессионер) представляет в антимонопольный орган заявление о согласовании изменений условий концессионного соглашения и документы, предусмотренные пунктом 5 Правил.

По результатам рассмотрения заявления и документов антимонопольный орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения с указанием причин такого отказа.

Основания отказа в согласовании изменений условий концессионного соглашения установлены в пункте 14 Правил.

Таким образом, в случаях, когда для изменения условий концессионного соглашения требуется получение согласия антимонопольного органа, при наличии оснований, установленных пунктом 2 Правил, концедент или концессионер обращается в антимонопольный орган с заявлением о согласовании условий концессионного соглашения.

Обращаем внимание, что согласно подпункту "а" пункта 2 Правил согласование изменения условий концессионного соглашения осуществляется в том числе при наличии обстоятельств непреодолимой силы.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением COVID-19 необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, статья 401 ГК РФ устанавливает критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы.

Как следует из обзора Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2020 N 1 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

При этом признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

В ряде субъектов Российской Федерации <1> распространение новой коронавирусной инфекции признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.

--------------------------------

<1> Например, на территории города Москвы признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы предусмотрено Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности"; на территории Московской области - постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области".

Согласно подпункту "е" пункта 14 Правил, антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения в том числе в случае, если предлагаемые изменения не связаны с наличием оснований, указанных в пунктах 2 Правил.

Таким образом, при согласовании изменений концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, заявителю необходимо в составе заявления о согласовании изменений представить также сведения, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между основанием для внесения и изменениями.