Приложение

к приказу ФАС России

от 25.08.2020 N 777/20

ЧИСЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРОВ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОМИНИРУЮЩЕЕ

ПОЛОЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА (ГРУППЫ ЛИЦ) С ДОЛЕЙ

УСТАНОВЛЕННОЙ МОЩНОСТИ ЕГО ГЕНЕРИРУЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

ИЛИ С ДОЛЕЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИЛИ С ДОЛЕЙ

ПРИОБРЕТАЕМОЙ ИЛИ ПОТРЕБЛЯЕМОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

И (ИЛИ) МОЩНОСТИ В ГРАНИЦАХ ЗОНЫ СВОБОДНОГО ПЕРЕТОКА

МЕНЬШЕ 20 ПРОЦЕНТОВ, И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Численные характеристики определяются для следующих факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования или с долей приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов (далее - численные характеристики):

- частота возникновения рыночной силы у такого хозяйствующего субъекта (группы лиц);

- доля выработки (объема предложения) электрической энергии и (или) мощности генерирующим оборудованием, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании хозяйствующему субъекту (группе лиц), влияющая на формирование цены на оптовом рынке, в объеме электрической энергии и (или) мощности, вырабатываемой (предлагаемой) всеми субъектами оптового рынка в соответствующей зоне свободного перетока;

- доля приобретения или потребления электрической энергии и (или) мощности, потребляемой хозяйствующим субъектом (группой лиц), влияющая на формирование цены на оптовом рынке, в общем объеме потребления (спроса) электрической энергии и (или) мощности всех субъектов оптового рынка в соответствующей зоне свободного перетока.

2. Хозяйствующий субъект (группа лиц) занимает доминирующее положение в границах зоны свободного перетока в случае наличия одного из следующих факторов:

- частота возникновения рыночной силы у такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) составляет не менее 10 процентов;

- доля объема предложения электрической энергии и (или) мощности генерирующего оборудования, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании хозяйствующему субъекту (группе лиц), влияющая на формирование цены на оптовом рынке, в объеме предложения электрической энергии и (или) мощности в соответствующей зоне свободного перетока, превышает 1 процент в анализируемом периоде;

- доля объема приобретения (потребления) электрической энергии и (или) мощности, потребляемой хозяйствующим субъектом (группой лиц), влияющего на формирование цены на оптовом рынке в соответствующей зоне свободного перетока, превышает 1 процент в анализируемом периоде.

Для целей настоящего приказа в качестве объема электрической энергии, влияющего на формирование цены на оптовом рынке, принимается объем электрической энергии, в отношении которого хозяйствующим субъектом (группой лиц) поданы ценовые заявки, использованные в конкурентных отборах ценовых заявок на сутки вперед и для балансирования системы, за вычетом объема, в отношении которого поданы (сформированы) ценопринимающие заявки.

Федеральный антимонопольный орган осуществляет выбор хозяйствующих субъектов, групп лиц и их состав (с учетом динамики необходимых к учету изменений в анализируемый период), в отношении которых осуществляется проверка наличия указанных в настоящем пункте приказа факторов.

3. Проверку наличия (отсутствия) факторов, на основании которых определяется наличие рыночной силы у хозяйствующего субъекта (группы лиц), осуществляет федеральный антимонопольный орган с использованием результатов модельных расчетов цен (цены) и стоимости электрической энергии и мощности (далее - модельные расчеты) при рассмотрении заявлений, материалов и дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии с антимонопольным законодательством.

Для целей выявления фактора частоты возникновения рыночной силы проводятся модельные расчеты для десяти операционных суток анализируемого периода в порядке, предусмотренном пунктами 21 и 22 Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1164 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6874; 2017, N 25, ст. 3684) (далее - Правила), с учетом особенностей, установленных настоящим приказом.

Модельные расчеты проводятся организациями коммерческой инфраструктуры и (или) системным оператором в пределах компетенции указанных организаций по запросу федерального антимонопольного органа. Продолжительность анализируемого периода составляет 1 год. Дата начала анализируемого периода указывается в запросе федерального антимонопольного органа. При этом модельные расчеты конкурентных отборов ценовых заявок на сутки вперед и (или) для балансирования системы проводятся по выбору федерального антимонопольного органа либо в отношении десяти подряд идущих операционных суток (дата первых операционных суток указывается в запросе федерального антимонопольного органа), либо в отношении десяти типовых операционных суток, определяемых исходя из следующего правила:

- анализируемый период для целей определения типовых операционных суток делится на следующие интервалы - календарные сезоны, которые могут включать в себя соответствующие месяцы в пределах анализируемого периода, не относящиеся к одному календарному году: зима - включает сутки декабря, января и февраля; весна - сутки марта, апреля и мая; лето - сутки июня, июля и августа; осень - сутки сентября, октября и ноября;

- для каждого интервала анализируемого периода выбираются двое типовых операционных суток по критерию максимальной близости средневзвешенной цены (средневзвешенное по объемам планового почасового потребления значение равновесной цены) на рынке на сутки вперед по первой и второй ценовым зонам в этот день к средневзвешенному значению цены на рынке на сутки вперед по первой и второй ценовым зонам за все операционные сутки данного интервала анализируемого периода;

- для всего анализируемого периода выбираются двое типовых операционных суток по критерию максимальной близости средневзвешенной цены на рынке на сутки вперед по первой и второй ценовым зонам в этот день к средневзвешенному значению цены на рынке на сутки вперед по первой и второй ценовым зонам за все операционные сутки данного анализируемого периода.

Запрос федерального антимонопольного органа организациям коммерческой инфраструктуры о проведении модельных расчетов должен содержать следующую информацию:

- способ определения десяти суток анализируемого периода;

- необходимую информацию об экономических и технологических параметрах, которые связаны с совершением необоснованных действий хозяйствующим субъектом (группой лиц);

- новые значения параметров для проведения модельных расчетов, в том числе ценовые и объемные параметры ценовых заявок хозяйствующего субъекта (группы лиц), либо алгоритм, в соответствии с которым новые значения параметров должны быть определены.

По результатам модельных расчетов в случае соблюдения хотя бы одного из критериев, предусмотренных пунктом 23 Правил, устанавливается факт наличия у хозяйствующего субъекта (группы лиц) рыночной силы в соответствующих операционных сутках. При этом частота возникновения рыночной силы у такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) определяется как выраженное в процентах отношение количества операционных суток, в которых установлен факт наличия у хозяйствующего субъекта (группы лиц) рыночной силы, к количеству операционных суток, в отношении которых проводились модельные расчеты (сутки, в которых хозяйствующий субъект (группа лиц) принимал участие в конкурентных отборах ценовых заявок на сутки вперед и (или) для балансирования системы).