1. Цель и принципы методики

Целью Методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся (далее - Методики), является составление списка школ с низкими образовательными результатами для включения в проект адресной помощи и методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся (далее - проект) в текущем году.

С учетом возможных ресурсных ограничений по количеству школ, которым может быть оказана помощь <1>, Методика предусматривает формирование сначала исходного полного списка школ с низкими образовательными результатами, а затем - отбор из этого списка ограниченного количества школ для организации адресной помощи.

--------------------------------

<1> В рамках данного проекта будет оказана адресная помощь 250 образовательным организациям из 20 субъектов Российской Федерации.

Принципы отбора ограниченного количества школ из исходного списка:

- Выбранные школы должны впоследствии быть источниками практического опыта для других школ региона, поэтому отобранные школы должны по возможности максимально широко представлять многообразие школ региона.

Для реализации этого принципа школы из исходного полного списка, полученного на начальном этапе, группируются по схожим признакам, а затем из каждой из получившихся групп выбирается небольшое число представителей для включения в проект. Группировка школ осуществляется на основе комплексного анализа данных о результатах оценочных процедур.

- При выборе школ для включения в проект целесообразно учесть всю дополнительную информацию о школах, имеющуюся у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - ОИВ), поэтому окончательный выбор ограниченного числа школ из сформированных по результатам комплексного анализа групп осуществляется при участии ОИВ.

Таким образом, Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, реализуется в три этапа:

1) формирование начального списка рисковых школ посредством использования данных федеральных мониторинговых процедур, реализуемых на разных уровнях образования для анализа качества освоения образовательными организациями программ общего образования: Всероссийских проверочных работ (ВПР), Основного государственного экзамена (ОГЭ), Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

2) проведение комплексного анализа данных с целью группировки рисковых школ со схожими показателями, такими как: доля слабо успевающих обучающихся; тип школы (городская/сельская) с учетом размера населенного пункта, в котором она находится; транспортная доступность; дефицит кадров и базовой инфраструктуры. Краткая характеристика выбранных для анализа факторов приводится в Приложении 1.

3) отбор школ для участия в проекте выполняется с участием ОИВ региона.

Участие региона на итоговом этапе отбора образовательных организаций обусловлено долгосрочным характером управленческих решений, направленных на поддержку школ с низкими образовательными результатами. Выбор школ на этом этапе может опираться на информацию о квалификации директоров школ и их готовности включиться в проект, на информацию о расположении школ, учитывающую возможность их посещения специалистом, курирующим реализацию программ помощи в этих школах, а также на иные сведения, которыми располагает ОИВ региона.

Роль ОИВ региона в работе по профилактике рисков низких результатов является ключевой. Основные подходы к организации работы по поддержке школ с низкими образовательными результатами изложены в Методике оказания адресной методической помощи образовательным организациям, имеющим риски низких результатов <2>.

--------------------------------

<2> Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, готовится к публикации на сайте ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования" 31.08.2020.