Приложение N 2

к информации

по безопасности полетов N 11

Ниже приводится перевод (неофициальный) выдержек из статьи "Asleep at the Yoke? Fighting Fatigue in General Aviation"/"Засыпаете за штурвалом? Борьба с утомлением в авиации общего назначения" (автор Дженнифер Карон), опубликованной в журнале "FAA Safety Briefing" (выпуск июль/август 2020 года).

С полным текстом статьи можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной авиационной администрации (ФАА) США:

https://www.faa.Kov/news/safety_bnefina/2020/media/JulAug2020.pdf

"[...] Что такое утомление?

Мы понимаем это, когда чувствуем это. Утомление - это чувство вялости, усталости, сонливости, которое возникает, когда вы не выспались. [...]

Это человеческое состояние, которое влияет на каждого из нас. Никакая профессия, деятельность или пол не защищены от его воздействия. Будь вы пилот, водитель грузовика или фельдшер, если вы недосыпаете, вы будете испытывать одни и те же физические и умственные ограничения по всем направлениям. Причина утомления не менее важна, чем ее негативное влияние на вашу способность выполнять задачи. Подобно наркотикам или алкоголю, утомление замедляет время реакции, снижает осведомленность и ухудшает суждение.

В большинстве случаев утомление можно легко снять с помощью дневного сна или "выспаться" на следующий день без каких-либо побочных эффектов. Но если вы участвуете в авиационной деятельности, связанной с безопасностью полетов, например, в управлении воздушным движением, пилотировании или техническом обслуживании самолета, последствия утомления могут нести катастрофические последствия.

Как утомление влияет на АОН?

В то время как пилоты коммерческой авиации более склонны к профессиональной утомляемости, которая возникает в результате длительного рабочего дня, изменения расписания полетов или смены нескольких часовых поясов, пилоты АОН тоже могут испытывать утомление. Риск авиационных происшествий выше из-за проблем, связанных с работой только одного пилота и относительно высокой индивидуальной рабочей нагрузкой. Кроме того, пилоты АОН обычно не имеют возможности иметь второго пилота для распределения задач или оказания помощи при подготовке к полету. Исследования показывают, что люди плохо оценивают уровень своего утомления. Семья, друзья и члены экипажа намного более честны - иногда жестоко! - и, не колеблясь, скажут вам, насколько вы устали или больны на самом деле.

"Вы, вероятно, устали больше, чем думаете, и представляете большую угрозу для своей безопасности, чем вы думаете", - говорит доктор Катрина Аверс, научный сотрудник отдела исследования человеческого фактора Гражданского аэрокосмического медицинского института (CAMI) ФАА. Ее исследования специализируются на обучении в области утомления и программам управления рисками, связанными с утомляемостью, для летного экипажа, бортпроводников и специалистов по техническому обслуживанию.

"Мы думаем, что если мы просто пройдем через это и достаточно сосредоточимся, то сможем преодолеть это, или если мы выпьем достаточно кофеина, наши показатели улучшатся. Но это неправда", - говорит доктор Аверс. В конце концов, вы все еще чувствуете утомление, а ваша работоспособность все еще страдает.

Мотивация, кофеин, физическая активность и воздействие окружающей среды могут замаскировать утомление и, возможно, позволить вам на время игнорировать ее симптомы. Но это не устранит неизбежных физических последствий. Снижается координация и настороженность. Производительность падает, суждения и принятие решений ухудшаются, и вы можете пойти на неоправданный риск. Даже самые опытные пилоты делают ошибки, когда летят в состоянии утомления, и никакая маскировка не может преодолеть его последствия.

"Нам намного проще искать факторы риска в условиях полета, чем искать те же факторы риска в себе, но мы должны осознавать себя и осознавать, насколько мы ослаблены, чтобы избегать полетов в состоянии утомления", - поясняет Аверс.

Особо коварный риск переутомления проявляется в виде приступов короткого сна, также известных как микросон. Это короткие периоды сна. когда вы засыпаете внезапно и без предупреждения. Согласно результатам исследований мозговой активности в полете, проведенных в 2001 году, "микросон у пилотов чаще всего возникал на средних и поздних этапах крейсерского полета. Их вероятность во время ночных полетов была более чем в девять раз выше. Несмотря на сильную мотивацию проявлять бдительность на заключительных этапах полета, также было обнаружено, что микрособытия происходят в период от точки начала снижения до посадки". Все это не несет ничего хорошего для пилота, особенно если в самолете нет никого, кто помогал бы пилоту сохранять бдительность.

Пилотировать утомленным

Утомление - это риск не только во время крейсерского полета. Оно представляет наибольший риск на критически важных этапах руления, взлета и посадки. Зарегистрированные события, связанные с утомлением, включали процедурные ошибки, нестабилизированные заходы на посадку, заходы не на ту ВПП, несанкционированные выезды на ВПП, посадку без разрешения и неправильное принятие решений.

"Утомление ухудшает вашу работоспособность и может отрицательно сказаться даже на основных навыках", - объясняет доктор Аверс. Это ставит под угрозу вашу способность быстро реагировать и эффективно общаться. Это настолько негативно влияет на вашу память и координацию глаз и рук, что после 17 часов без сна ваша способность контролировать, управлять и действовать руками очень напоминает человека с содержанием алкоголя в крови от 0,05 до 0,08 процента.

Чтобы увидеть взаимосвязь между сном и уровнем работоспособности, обратите внимание на исследование ограничений сна, приведенное на рисунке 1.