БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Обновлены требования к отчетности кредитных потребительских кооперативов, представляемой в Банк России

Указание Банка России от 27.09.2024 N 6870-У
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов, о порядке сообщения кредитными потребительскими кооперативами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2024 N 80677.

Указанием утверждены:

формы, сроки и порядок составления отчетности КПК и иных документов и информации, необходимых для осуществления контроля и надзора за деятельностью КПК;

сроки и порядок представления в Банк России отчетности, включая порядок сообщения Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах КПК.

Указание вступает в силу с 1 января 2025 года.

Признано утратившим силу Указание Банка России от 2 февраля 2021 года N 5722-У.

Банк России обновил формы отчетности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

Указание Банка России от 27.09.2024 N 6871-У
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, о порядке сообщения сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2024 N 80675.

Указанием утверждены:

формы, сроки и порядок составления отчетности СКПК и иных документов и информации, необходимых для осуществления контроля и надзора за деятельностью СКПК;

сроки и порядок представления в Банк России отчетности, включая порядок сообщения информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах СКПК.

Указание вступает в силу с 1 января 2025 года.

Признано утратившим силу Указание Банка России от 2 февраля 2021 года N 5721-У.

По 31.12.2025 включительно продлен период неприменения Банком России некоторых мер воздействия к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям

Информационное письмо Банка России от 24.12.2024 N ИН-08-43/62
"О продлении периода неприменения Банком России мер к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям"

Речь идет о нарушениях, указанных в Информационном письме Банка России от 15.11.2021 N ИН-014-12/88.

Банк России сообщает о продлении меры поддержки для субъектов МСП, осуществляющих деятельность на территориях, где в 2024 году введен режим ЧС, в части реструктуризации кредитной задолженности

Информационное письмо Банка России от 25.12.2024 N ИН-018-44/63
"О продлении меры поддержки, предусмотренной пунктом 3 Информационного письма Банка России от 14.05.2024 N ИН-03-59/30"

Регулятор рекомендует бюро кредитных историй не учитывать при расчете индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории в качестве фактора, ухудшающего кредитную историю заемщика, реструктуризацию, проведенную и указанную в пункте 1 Информационного письма Банка России от 14 мая 2024 года N ИН-03-59/30.

Рекомендации, изложенные в настоящем Информационном письме, применяются с 1 января 2025 года.

В период с 1 января по 31 марта 2025 года не подлежит применению ограничение полной стоимости кредита (займа) по отдельным категориям потребительских кредитов

Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024
"Об установлении периода, в течение которого не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа)"

Отменено действие ограничения полной стоимости потребительского кредита (ПСК) в частности: в отношении кредитов на приобретение автотранспортного средства с его залогом, POS-кредитов, для заемщиков, получающих регулярные выплаты на свой банковский счет, в отношении нецелевых кредитов с залогом недвижимости, потребительских займов без обеспечения с установленными сроками и суммой кредита.

На период по 31.12.2024 года определены подходы к формированию кредитными организациями резервов на возможные потери по невозмещаемым заблокированным активам (НЗА)

Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024
"О формировании кредитными организациями резервов на возможные потери по невозмещаемым заблокированным активам"

Кредитные организации вправе формировать резервы по НЗА по состоянию на отчетную дату 31.12.2024 в размере не менее 20% от расчетной базы резерва, определяемой в соответствии с приведенным порядком.

В случае реализации данного права кредитная организация при формировании резервов по НЗА не применяет требования, предусмотренные Указаниями Банка России от 22 июня 2005 года N 1584-У, от 17 ноября 2011 года N 2732-У, а также Положения от 24 августа 2020 года N 730-П.

Банк России сообщает о временной отмене ограничения полной стоимости кредита (займа) по отдельным категориям потребительских кредитов

Информационное сообщение Банка России от 25.12.2024
"Банк России отменяет ограничение ПСК по потребительским кредитам (займам) с 1 января по 31 марта 2025 года"

Принято решение с 1 января по 31 марта 2025 года не ограничивать полную стоимость кредита (займа) (ПСК) для кредитных организаций, КПК, сельскохозяйственных КПК, ломбардов по всем потребительским кредитам (займам) (с учетом ранее принятых решений в отношении кредитных организаций по ипотечным потребительским кредитам на покупку (строительство) жилья или земельного участка и по кредитным картам), а также для микрофинансовых организаций по отдельным категориям потребительских займов.

Банк России: ключевым ориентиром в развитии национальной платежной системы на период 2025 - 2027 годов остаются интересы потребителей платежных услуг

"Основные направления развития национальной платежной системы на период 2025 - 2027 годов"
(одобрены Советом директоров Банка России)

Банк России будет стремиться обеспечить разнообразие платежных инструментов, расширение состава участников платежного рынка, установление равного и открытого доступа к инфраструктурным сервисам на единых условиях.

Перспективные планы регулятора - переход к широкому обороту цифрового рубля, содействие масштабированию использования биометрии и универсального QR-кода, подготовка и внедрение в национальную платежную систему Открытых API (программных интерфейсов). Также остается приоритетной задача расширения инфраструктуры для трансграничных платежей.

Данные задачи будут реализовываться во взаимодействии с участниками платежного рынка по следующим взаимосвязанным направлениям: развитие регулирования в национальной платежной системе, развитие платежной инфраструктуры и сервисов, развитие платежного рынка, развитие инфраструктуры трансграничных платежей.

При подготовке Основных направлений Банк России принял во внимание следующие риски, способные помешать их реализации: межведомственное взаимодействие, ресурсные риски в условиях санкций, монополизация технологий, макроэкономическая ситуация, геополитические факторы.

Банк России: на период 2025 - 2027 годов основной фокус внимания смещается на создание условий для предложения рынком потребителю качественных финансовых продуктов и услуг

"Основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025 - 2027 годов"
(утверждены Советом директоров Банка России)

В рамках Основных направлений, с учетом новых вызовов для финансового рынка, экономики в целом, а также санкционных ограничений, будет продолжена реализация проектов и мероприятий по:

цифровизации финансовых продуктов и сервисов для повышения их доступности в интересах населения и бизнеса;

обеспечению инклюзивной среды финансовых услуг, с безусловным приоритетом защиты наиболее уязвимых категорий потребителей;

развитию финансирования субъектов МСП, нацеленного в первую очередь на льготную поддержку проектов, способствующих структурной адаптации экономики;

развитию инфраструктуры фондового рынка, с надежной поддержкой по кросс-функциональным направлениям защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов;

повышению уровня финансовой грамотности населения и бизнеса, а также защищенности граждан от действий кибермошенников.

В перечне основных задач и мероприятий: содействие цифровизации, развитие продуктов и сервисов на базе передовых российских платежных технологий, внедрение цифрового рубля, развитие различных способов удаленной идентификации, развитие цифровых решений в страховании, выявление практик применения искусственного интеллекта, образующих риски с точки зрения обеспечения доступности и качества финансовых услуг, содействие развитию безналичных расчетов в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях, содействие использованию населением дистанционных каналов доступа к финансовым услугам и облегченных форматов обслуживания, обеспечение доступности дистанционных и других каналов обслуживания для лиц с инвалидностью, пожилых и маломобильных групп населения, повышение защищенности граждан от действий кибермошенников, и прочее.