1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
1.1. Учитывая, что поступившее в регистрирующий орган Заявление по форме N Р14001 было оформлено с нарушением норм действующего законодательства, суды пришли к выводу о том, что инспекцией правомерно отказано в регистрации заявленных изменений.
По делу N А12-43307/2019 Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Инспекции с заявлением о признании незаконным, в частности, решения N 4313521А от 26.07.2019 об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 18 июля 2019 года на заседании Совета директоров Общества принято решение об увольнении генерального директора Общества Т.В.С. и назначении на должность генерального директора Т.А.С.
В целях внесения изменении в ЕГРЮЛ в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества, Общество 19.07.2019 обратилось в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов регистрирующим органом в соответствии с подпунктами "г", "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) вынесено решение N 4313521А от 26.07.2019 об отказе в государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Порядок свидетельствования подлинности подписи на документе установлен "Основами законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).
Приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления", утверждена форма удостоверительной надписи N 2.9 "Удостоверительная надпись о свидетельствовании подлинности подписи на документе" и Порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
Обязательным реквизитом данной формы является, в том числе, подпись и печать нотариуса.
Судом первой инстанции правомерно указано, что в нарушение вышеуказанных норм удостоверительная надпись от 19.07.2019 о свидетельствовании подлинности подписи Т.А.С. в Заявлении не содержит печати должностного лица, уполномоченного на совершение нотариального действия (нотариуса).
Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", утверждена форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц".
Пунктом 4 Приказа утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Апелляционная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что представленное в регистрирующий орган Заявление оформлено с нарушением Требований, поскольку в представленном Заявлении в разделе 6 "Сведения о лице, засвидетельствовавшем подлинность подписи заявителя в нотариальном порядке" в пункте 6.1 не проставлено соответствующее цифровое значение.
Учитывая, что поступившее в регистрирующий орган Заявление было оформлено с нарушением норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Инспекцией правомерно решением N 4313521А от 26.07.2019 отказано в регистрации заявленных изменений.
1.2. Право на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью после смерти его участника переходит либо к наследникам участника, либо Российской Федерации, а факт перехода к наследникам доли и права на участие в управлении делами общества не ставится в зависимость от таких обстоятельств, как обращение наследников к нотариусу, открытие наследственного дела, получение свидетельства о праве на наследство, обращение наследников с заявлениями к обществу и т.д.; единственным препятствием перехода права, удостоверяемого долей в уставном капитале общества, к наследникам может являться закрепленное в уставе Общества право общества (участников) отказать в таком переходе прав участника к наследникам ввиду необходимости получения согласия участников общества.
По делу N А46-19903/2019 Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 17.09.2019 N 20686А об отказе в государственной регистрации и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - Обществе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), на основании документов, поданных 17.09.2019 в Инспекцию.
Решением от 16.01.2020 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 26.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просило отменить постановление от 26.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ 10.12.2002.
В ЕГРЮЛ 26.01.2017 внесена запись об уставном капитале Общества номинальной стоимостью 10 000 руб. Согласно сведений из ЕГРЮЛ учредителями Общества являются П.М.Ю. и П.А.В., размер доли каждого из которых в уставном капитале Общества составляет 50% (номинальная стоимость 5 000 руб.).
П.М.Ю. умер 11.08.2018 (свидетельство о смерти I-KH N 753891 от 13.08.2018). В ответ на обращение о предоставлении информации нотариальная палата Омской области уведомила Общество о том, что наследственное дело после смерти П.М.Ю. не регистрировалось (письмо от 04.06.2019 N 02-12/1162).
Решением внеочередного собрания участников Общества от 30.05.2019 N 3 П.М.Ю. признан выбывшим из состава учредителей Общества в связи со смертью, а его доля - 50% в уставном капитале Общества номиналом 5 000 руб. передана Обществу ввиду отсутствия заявлений наследников. При этом при обращении наследников за долей, решено выплатить последним действительную стоимость доли умершего в уставном капитале Общества.
На основании указанного решения 17.09.2019 заявитель обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, к которому приложены копии свидетельства о смерти и решение внеочередного собрания участников от 30.05.2019 N 3.
По результатам рассмотрения заявления регистрирующим органом на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) принято решение об отказе в государственной регистрации от 24.09.2019 N 20686А с указанием на непредставление заявителем определенных документов, необходимых для государственной регистрации изменений.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 93, 128, 1110, 1112, 1113, 1152, 1162, 1176 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 21, 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), статей 5, 9, 17, 23 Закона N 129-ФЗ, во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, свидетельствующими о том, что наследники за вступлением в права наследования на долю Общества не обращались, свидетельств о принятии наследства и свидетельств о смерти в Общество от наследников не поступало, по состоянию на 04.06.2019 наследственное дело не зарегистрировано, представитель несовершеннолетнего ребенка умершего П.М.Ю. на его долю в уставном капитале Общества не претендует и не возражает против передачи Обществу доли в размере 50%, принимая во внимание, что пакет необходимых для регистрации документов Обществом представлен, а наличие в сведениях о юридическом лице Обществе умершего участника затрудняет его деятельность в связи с невозможностью принятия организационных решений, пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 93, 1113, 1114, 1141, 1142, 1146, 1151, 1152, 1158, 1176 ГК РФ, статьи 21 Закона N 14-ФЗ, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 34, 35 постановления от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление N 9), исходил из того, что право на долю в уставном капитале общества после смерти его участника переходит либо к наследникам участника, либо к Российской Федерации, а факт перехода к наследникам доли и права на участие в управлении делами общества не ставится в зависимость от таких обстоятельств, как обращение наследников к нотариусу, открытие наследственного дела, получение свидетельства о праве на наследство, обращение наследников с заявлениями к обществу и т.д.; единственным препятствием перехода права, удостоверяемого долей в уставном капитале общества, к наследникам может являться закрепленное в уставе Общества право общества (участников) отказать в таком переходе прав участника к наследникам ввиду необходимости получения согласия участников общества.
Установив, что в рассматриваемом случае уставом Общества не предусмотрен запрет на переход доли по наследству, не предусмотрено получение согласия остальных участников на переход доли к наследнику, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доля умершего участника общества не может перейти в собственность Общества.
Поскольку наследник умершего участника общества наследство не приняла, соответственно не приобрела права, предоставляемые долей размером 50% в уставном капитале Общества, включая право на участие в управлении делами общества с ограниченной ответственностью со дня открытия наследства (даты смерти наследодателя П.М.Ю. - 11.08.2018), другие наследники иных очередей наследство также не приняли, суд апелляционной инстанции обоснованно со ссылкой на статью 1151 ГК РФ, пункты 49, 50 Постановления N 9 указал, что доля умершего участника общества будет входить в состав выморочного имущества, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, и со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону (без согласия остальных участников) в собственность соответственно Российской Федерации в лице органа Росимущества, который со дня открытия наследства П.М.Ю. стал участником общества, обладающим соответствующими правами участника общества, в том числе правом на участие в управлении делами общества; при этом неполучение свидетельства о праве на наследство при наследовании выморочного имущества не освобождает орган Росимущества, приобретший наследство, от возникших в связи с этим обязанностей.
Доказательств того, что участник Общества обращался в суд с заявлением об обжаловании бездействия государственного органа или исключении наследников выморочного имущества из состава участников общества, в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что действия по принятию участником Общества решения от 30.05.2019 N 3 о переходе доли умершего участника П.М.Ю. к Обществу не соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего порядок такого перехода, совершены в отсутствие кворума.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 90, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания участников общества, однако судом установлено, что данное решение принято с существенными нарушениями закона или иных правовых актов (с нарушением компетенции этого органа, при отсутствии кворума и т.д.), суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из участников общества или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Установив, что принятое 30.05.2019 общим собранием участников Общества решение N 3 противоречит законодательству, суд апелляционной инстанции правильно признал обоснованным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
1.3. Вопрос о возможности заключения брачного договора, направленного на прекращение прав на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью супруга - участника общества и, как следствие, на изменение состава участников общества, подпадает под регулирование положений статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", устанавливающих правила перехода доли в уставном капитале общества к третьим лицам.
По делу N А40-28265/2020 Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения инспекции от 25.12.2019 N 662719А, о признании незаконным и отмене решения Управления, о возложении обязанности на инспекцию произвести государственную регистрацию изменений.
Арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что 18.12.2019 общество обратилось в Инспекцию с заявлением по форме N Р14001 в связи с изменениями в составе участников общества, а именно в связи с прекращением участия Т.А.Б. в обществе и передачей его доли Т.С.И.
По результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов Инспекцией принято решение N 662719А на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с нарушением положений пункта 14 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 14-ФЗ переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.
Согласно пункту 11 статьи 21 Закона N 14-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки. Нотариальное удостоверение этой сделки не требуется в случаях перехода доли или части доли к обществу, предусмотренных пунктом 18 статьи 21 Закона N 14-ФЗ и пунктами 4-6 статьи 23 Закона N 14-ФЗ, и в случаях распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со статьей 24 Закона N 14-ФЗ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 21 Закона N 14-ФЗ нотариус, удостоверивший договор об отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества или акцепт безотзывной оферты, в течение двух рабочих дней со дня данного удостоверения, если больший срок не предусмотрен договором, подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту 1.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на основании сделки (договора), подлежащей (подлежащего) обязательному нотариальному удостоверению, заявителем является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку (соответствующий договор). В иных случаях, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания, залогодержатель, лицо, в пользу которого вынесен вступивший в законную силу судебный акт, являющийся основанием для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц в связи с переходом или залогом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, иное лицо, которое в силу закона может быть заявителем при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в связи с переходом или залогом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Таким образом, заявление направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, удостоверившего договор, направленный на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества.
При этом заявление, представленное во вх. N 662719а, было направлено в адрес Инспекции не нотариусом, а непосредственно представителем по доверенности, действующим от имени Т.С.И.
Заявитель настаивает на том, что брачный договор (на основании которого осуществлен переход доли) не является отчуждающей сделкой, переход доли в данном случае в уставном капитале от одного супруга к другому на основании брачного договора не является сделкой, направленной на отчуждение доли в уставном капитале, поскольку отсутствует переход права собственности, ввиду чего представитель по доверенности имел правомочия подать заявление в регистрирующий орган.
Данный довод суд считает ошибочным.
Согласно статье 40 Семейного кодекса Российской Федерации, брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
Содержание брачного договора определено статьей 42 Семейного кодекса Российской Федерации. Так, брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Согласно пункту 2.3 представленного на государственную регистрацию нотариально удостоверенного брачного договора, заключенного между Т.А.Б. и Т.С.И., доля в уставном капитале общества, корпоративные права и дивиденды, приобретенные в период брака супругов на имя Т.А.Б., по соглашению супругов признаются во время брака и в случае его расторжения принадлежащими Т.С.И. Ответственность, связанная с осуществлением предпринимательской деятельности ложится на Т.С.И.
Таким образом, пунктом 2.3 представленного на государственную регистрацию брачного договора прямо закреплен переход доли Т.А.Б. в уставном капитале общества Т.С.И., что в свою очередь является непосредственным отчуждением доли.
Кроме того, суд отмечает тот факт, что помимо норм действующего законодательства, заявителем не учтены положения Рекомендаций по применению отдельных положений Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", утвержденных Федеральной нотариальной палатой ("Нотариальный вестник", N 12, 2009) с целью обеспечения единообразного применения положений законодательства Российской Федерации, затрагивающих прав и обязанности участников обществ с ограниченной ответственностью при совершении ими сделок с долями общества (далее - рекомендации).
Так, согласно рекомендациям, исходя из правовой природы корпоративной составляющей права на долю общества, это право может осуществляться только самим участником общества. В случае приобретения доли общества лицом, состоящим в браке, указанная доля в силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации поступает в общую совместную собственность супругов (при отсутствии брачного договора), однако участником общества является только один супруг - тот, на чье имя оформлена доля общества.
Таким образом, супруг участника общества, являющийся сособственником доли общества в силу ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации, должен рассматриваться по отношению к самому обществу как третье лицо, а не как участник общества. Брачный договор, устанавливающий режим раздельной собственности на долю общества того супруга, который не является участником общества, направлен на прекращение всех прав на указанную долю, принадлежащих супругу - участнику общества. По своей сути рассматриваемый брачный договор является договором отчуждения доли третьему лицу, влекущим переход не только имущественных, но и корпоративных прав: права участвовать в управлении обществом (присутствовать на общем собрании участников общества, голосовать при принятии решений), получать информацию о деятельности общества, знакомить его с документацией и т.д.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и правовой статус его участников регулируются специальным нормативным актом - Законом N 14-ФЗ. Вопросы, связанные с переходом доли к третьему лицу, с возможным изменением субъектного состава участников общества, подпадают под действие данного Федерального закона, в соответствии с которым (п. 1 ст. 8) участник общества вправе осуществить отчуждение своей доли общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом и уставом общества. Вопрос о возможности заключения брачного договора, направленного на прекращение прав на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью супруга - участника общества и, как следствие, на изменение состава участников общества, подпадает под регулирование положений статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", устанавливающих правила перехода доли в уставном капитале общества к третьим лицам.
На основании изложенного решение инспекции от 25.12.2019 N 662719А и решение Управления от 06.02.2020 N 12-13/023448@ основано на нормах действующего законодательства.
1.4. Формулируя вывод о правомерности решения об отказе в государственной регистрации записи о недостоверности сведений о физическом лице как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - общества, суды исходили из того, что на момент обращения заявителя в регистрирующий орган в ЕГРЮЛ сведения о нем как руководителе общества отсутствовали, а имелась запись об ином лице - конкурсном управляющем. При этом суды отметили, что доводы заявителя фактически сводятся к неправомерности принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и внесения записи о назначении заявителя директором общества. Вместе с тем правомерность принятия указанного решения в установленном порядке заявителем не обжаловалась, в предмет заявленных в рамках рассматриваемого дела требований оспаривание указанного решения не входит.
По делу N А27-17503/2019 З.Н.И. обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции N 6836А/1405 от 15.04.2019 об отказе в государственной регистрации записи о недостоверности сведений о З.Н.И. как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - общества, и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения права и законных интересов заявителя.
Решением суда от 03.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционный суд посчитал, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество создано в качестве юридического лица решением общего собрания участников 28.01.2003, руководителем и участником общества с долей участия 50% являлся З.Н.И.
Решением единственного участника общества от 26.02.2018 З.Н.И. по собственному заявлению выведен из состава участников общества, а также уволен с должности директора, на должность директора с 27.02.2018 назначена Ж.М.Д.
На основании заявления общества 09.04.2018 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2184205188430 в связи с выходом из состава участников общества З.Н.И. и передачей полномочий руководителя общества Ж.М.Д.
На основании поданного обществом 29.11.2018 в Инспекцию заявления регистрирующим органом принято решение N 24413А от 06.12.2018 о государственной регистрации, согласно которому в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении полномочий руководителя общества Ж.М.Д. и возложений полномочий руководителя на З.Н.И.
В связи с признанием решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.03.2019 по делу N А27-26751/2018 общества несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении должника конкурсного производства в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2194205181311 о конкурсном управляющем общества П.П.С. как лице, осуществляющем полномочия руководителя должника.
08.04.2019 З.Н.И. в регистрирующий орган представлено заявление физического лица по форме N Р34001 в связи с недостоверностью сведений о нем как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица (общества) без доверенности.
15.04.2019 Инспекцией принято решение N 6836А/1405 об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица общества, мотивированное тем, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения о другом лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, - конкурсном управляющем общества П.П.С.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что регистрирующий орган отказал З.Н.И. внести запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ ввиду того, что согласно сведениям ЕГРЮЛ на момент рассмотрения заявления З.Н.И. лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица общества являлся конкурсный управляющий П.П.С., сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ на основании определения Арбитражного суда Кемеровской области от 28.03.2019 по делу N А27-26751/2018.
Как верно отметил суд первой инстанции, с момента утверждения конкурсным управляющим общества П.П.С. указанное лицо осуществляет полномочия руководителя общества, в связи чем, вопреки доводам заявителя, данные сведения содержатся в ЕГРЮЛ и являются актуальной и достоверной информацией для третьих лиц.
На основании изложенного следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для проведения регистрационных действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о З.Н.И. как руководителе обществе, поскольку на момент обращения заявителя в регистрирующий орган в ЕГРЮЛ сведений о З.Н.И. как руководителе общества отсутствовали, а имелась запись об ином лице - конкурсном управляющем П.П.С.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы заявителя, исходил из того, что они фактически сводятся к неправомерности принятия регистрирующим органом решения N 24413А от 06.12.2018 о государственной регистрации и внесения записи ГРН 2184205759087 о назначении З.Н.И. директором общества и прекращении полномочий руководителя общества Ж.М.Д.
При этом судом учтено, что правомерность принятия указанного решения в установленном порядке заявителем не обжаловалась, в предмет заявленных в рамках настоящего дела требований оспаривание указанного решения не входит.
1.5. Приведенный в обоснование законности решения об отказе в государственной регистрации, обусловленного отсутствием общества по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, довод о том, что Инспекция как регистрирующий орган наделена правом по осуществлению мероприятий, направленных на противодействие включению в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, был признан судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку в данном случае заявитель просил внести изменения, касающиеся сведений об участниках. Сведений об адресе юридического лица в настоящем случае заявителем не представлялось. Данные сведения были зарегистрированы регистрирующим органом в 2015 году и надлежащим образом не оспорены.
По делу N А42-9911/2019 учредитель общества Б.Е.М. обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 27.03.2019 N 849А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице обществе, обязании Инспекции осуществить регистрационные действия по внесению изменений в сведения о юридическом лице обществе.
Решением от 20.01.2020 заявление удовлетворено; суд первой инстанции признал незаконным решение Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; обязал Инспекцию зарегистрировать изменения, вносимые в сведения об обществе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы по заявлению, на основании представленного 20.02.2019 заявления вх. N 849А.
Не согласившись с решением суда, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 21.09.2015, единственным участником (учредителем) и директором которого является Б.Е.М. (ранее У.).
Между У.Е.М. (продавец) и Р.В.В. (покупатель) был заключен договор от 13.02.2019 купли-продажи доли в уставном капитале общества в размере 100% уставного капитала общества номинальной стоимостью 10000 руб. (далее - договор).
Данный договор удостоверен нотариусом города Москвы М.М.В., что подтверждается имеющейся на договоре удостоверительной надписью нотариуса.
Нотариус 20.02.2019 обратился в Инспекцию с заявлением (в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений об участниках общества, а именно прекращении участия У.Е.М. путем продажи ее доли в уставном капитале Общества новому участнику Р.В.В.
Инспекция решением от 27.02.2019 приостановила государственную регистрацию для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.
По результатам проведенной на основании пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) Инспекцией проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ по представленному Нотариусом заявлению по форме N Р14001 было установлено, что общество по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не находится, установлено отсутствие постоянно действующего исполнительного органа общества по данному адресу.
27.03.2019 Инспекцией принято решение N 849А об отказе в государственной регистрации соответствующих изменений со ссылкой на подпункт "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, поскольку заявителем не соблюдены требования, установленные Законом N 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона N 14-ФЗ переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании. Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных данным Федеральным законом, если это не запрещено уставом общества.
В силу пункта 11 статьи 21 Закона N 14-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки.
Согласно пункту 13 статьи 21 Закона N 14-ФЗ нотариус, совершающий нотариальное удостоверение сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, проверяет полномочие отчуждающего их лица на распоряжение такими долей или частью доли, а также удостоверяется в том, что отчуждаемые доля или часть доли полностью оплачены (статья 15 Закона N 14-ФЗ).
Полномочие лица, отчуждающего долю или часть доли в уставном капитале общества, на распоряжение ими подтверждается документами, на основании которых доля или часть доли ранее была приобретена соответствующим лицом, а также выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о принадлежности лицу отчуждаемых доли или части доли в уставном капитале общества и полученной нотариусом в электронной форме в день удостоверения сделки.
В соответствии с пунктом 14 статьи 21 Закона N 14-ФЗ нотариус, удостоверивший договор об отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества или акцепт безотзывной оферты, в течение двух рабочих дней со дня данного удостоверения, если больший срок не предусмотрен договором, подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Заявление направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, удостоверившего договор, направленный на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Как верно установлено судом первой инстанции, в настоящем случае формальные требования, предъявляемые к оформлению заявления, представленного для проведения государственной регистрации, не нарушены. Данное обстоятельство Инспекцией по существу не оспаривается. Недостоверность сведений, содержащихся в представленном на регистрацию 20.02.2019 заявлении, Инспекцией не доказана.
Представленное в Инспекцию заявление не содержало сведения об адресе общества.
Суд апелляционной инстанции полагает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявления учредителя общества и признания решения Инспекции от 27.03.2019 N 849А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, незаконным.
Доводы подателя жалобы о том, что в силу положений пункта 4 статьи 5, пункта 2 статьи 17, пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ обязанность по представлению при государственной регистрации достоверной информации о юридическом лице возложена на заявителя; Инспекция как регистрирующий орган наделена правом по осуществлению мероприятий, направленных на противодействие включению в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, признаны судом апелляционной инстанции необоснованными, поскольку в данном случае заявитель просил внести изменения, касающиеся сведений об участниках общества. Сведений об адресе юридического лица в настоящем случае заявителем не представлялось. Данные сведения были зарегистрированы регистрирующим органом в 2015 году и надлежащим образом не оспорены.
1.6. Проведение выездной налоговой проверки в отношении консолидированной группы налогоплательщиков является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланс юридического лица, являвшегося участником соответствующей консолидированной группы налогоплательщиков в проверяемый период.
По делу N А75-21292/2019 Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения Инспекции от 06.09.2019 N 5728А об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Решением от 18.12.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 23.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просило принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
В период с 01.01.2013 по 31.12.2014 Общество являлось участником консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН) ПАО на основании соглашения об изменении N 1 договора от 22.03.2012 (зарегистрировано 13.12.2012); ответственным участником КГН является ПАО.
10.04.2019 единственным участником Общества принято решение о добровольной ликвидации юридического лица, о чем 19.04.2019 в ЕГРЮЛ сделана соответствующая запись N 2198617130810.
30.04.2019 информация о ликвидации Общества опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации" N 17 (733) 2019.
15.08.2019 ликвидатор Общества составил промежуточный ликвидационный баланс.
23.08.2019 единственный участник Общества принял решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса общества.
30.08.2019 ликвидатор Общества на основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) уведомил Инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Решением регистрирующего органа от 06.09.2019 N 5728А Обществу отказано в государственной регистрации записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса на основании подпункта "в" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса послужил факт проведения выездной проверки в отношении КГН, где ответственным участником является ПАО за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.
Кассационная инстанция полагает, что суды, руководствуясь, в том числе положениями статей 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 25.1, 89, 89.1, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 20 Закона N 129-ФЗ, пришли к верным выводам о том, что в рассматриваемом случае решение регистрирующего органа соответствует действующему законодательству.
Как обоснованно указано судами, из совокупности приведенных норм права следует, что при проведении выездной налоговой проверки в отношении КГН, каждый участник такой группы является лицом, участвующим в проверке, так как у каждого участника имеются права и обязанности при проведении контрольного мероприятия и любой из участников КГН может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения.
Регистрирующий орган пришел к правильному выводу о том, что проведение выездной проверки в отношении КГН, участником которой было Общество, является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса, поскольку результаты выездной проверки могут повлиять на размер обязательств Общества, подлежащих включению в промежуточный ликвидационный баланс.
1.7. Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" императивно установлена невозможность обращения в суд до обжалования в вышестоящий регистрирующий орган решения об отказе в государственной регистрации. При этом каких-либо исключений по видам отказов в государственной регистрации названное правило не содержит. Исходя из этого, вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не предусматривает обязательного оспаривания в вышестоящий регистрирующий орган действий (решения) регистрирующего органа, связанных с отказом в государственной регистрации изменения адреса юридического лица, суд апелляционной инстанции расценил как ошибочный.
По делу N А51-21548/2019 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения N 7497А от 24.05.2019 Инспекция об отказе в государственной регистрации изменения адреса общества, об обязании Инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении адреса общества на основании ранее представленного пакета документов к заявлению от 17.04.2019 вх. N 7497А.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.02.2020 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 24.05.2019 N 7497А.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 06.02.2020 изменить, принять по делу новый судебный акт об оставлении заявленных требований без рассмотрения ввиду несоблюдения заявителем досудебного порядка.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
17.04.2019 от генерального директора А.В.В. в Инспекцию представлено заявление по форме N Р13001. Данным заявлением вносились изменения в сведения об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Инспекцией было вынесено решение N 7497А от 24.05.2019 об отказе в государственной регистрации изменения адреса общества.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 5, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), рассмотрел заявленные требования по существу и удовлетворил их.
При этом доводы Инспекции о несоблюдении досудебного порядка обжалования решений регистрирующего органа были судом первой инстанции отклонены со ссылкой на то, что нормы действующего законодательства не предусматривают обязательного оспаривания в вышестоящий налоговый орган действий (решения) регистрирующего органа, связанных с отказом в государственной регистрации изменения адреса юридического лица.
Как усматривается из материалов дела, спорные правоотношения возникли в связи с отказом Инспекции осуществить на основании поданного по форме N Р13001 заявления государственную регистрацию изменений, связанных с изменением адреса места нахождения общества.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 241-ФЗ внесены изменения в Закон N 129-ФЗ, введена глава VIII.1 "Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ (в действующей редакции, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 241-ФЗ) с 22 августа 2014 года решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном данным Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 данного Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Таким образом, названными нормами императивно установлена невозможность обращения в суд до обжалования в вышестоящий регистрирующий орган решения об отказе в государственной регистрации.
При этом каких-либо исключений по видам отказов в государственной регистрации названное правило не содержит.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не предусматривает обязательного оспаривания в вышестоящий налоговый орган действий (решения) регистрирующего органа, связанных с отказом в государственной регистрации изменения адреса юридического лица, расценивается апелляционной коллегией как ошибочный.
С 01.01.2017 Инспекции переданы все полномочия по осуществлению функций, связанных с государственной регистрацией на территории Приморского края.
Инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов, находится в непосредственном подчинении Управления, которое является по отношению к Инспекции вышестоящим регистрирующим органом.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что заявитель до подачи рассматриваемого заявления в арбитражный суд обращался для обжалования спорного отказа в государственной регистрации в вышестоящий регистрирующий орган.
Следовательно, заявителем не соблюдено установленное абзацем 2 пункта 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ требование об обязательном досудебном обжаловании решения, принятого регистрирующим органом.
Положениями, предусмотренными частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлено, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение полностью и оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.
При таких обстоятельствах в силу положений пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ заявление общества подлежит оставлению без рассмотрения, а решение суда первой инстанции - отмене как принятое с неправильным применением норм процессуального права.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей