2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
2.1. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суды признали правомерным оспариваемое решение регистрирующего органа о государственной регистрации. При этом суды указали на то, что полномочия физического на подписание заявления по форме N Р14001 были проверены нотариусом, необходимость их дополнительной проверки со стороны Инспекции с учетом пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отсутствовала, нотариальные действия не оспорены и не признаны недействительными.
По делу N А82-13141/2019 К.О.В. и Т.А.С. обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции регистрирующий орган от 31.05.2019 N 99901А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 31.05.2019 за государственным регистрационным номером 2197627296931 о директоре С.А.Е.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, К.О.В. обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.05.2019 в Инспекцию поступило заявление С.А.Е. о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В заявлении по форме N Р14001 указывалось на необходимость внесения в государственный реестр сведений о С.А.Е. как о генеральном директоре общества. Подлинность подписи С.А.Е. на заявлении засвидетельствована нотариусом, полномочия проверены. Вместе с заявлением на государственную регистрацию представлены решения Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2018 по делу N А82-847/2018, от 03.04.2019 по делу N А82-2518/2019.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2018 по делу N А82-847/2018 признаны недействительными решение внеочередного общего собрания акционеров общества 20.09.2017, оформленное протоколом от 20.09.2017, решение заседания совета директоров общества 21.09.2017, оформленное протоколом от 21.09.2017 N 5. Решением от 21.09.2017 К.С.В. был избран генеральным директором общества.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.04.2019 по делу N А82-2518/2019 удовлетворены исковые требования акционера общества С.А.Е., признано недействительным решение заседания совета директоров общества 30.10.2018, оформленное протоколом от 30.10.2018. Указанным решением в качестве директора общества была избрана К.О.В.
По итогам рассмотрения поступивших документов Инспекция приняла решение от 31.05.2019 N 9901А о государственной регистрации, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2197627296931. Данная запись содержалась в государственном реестре в период с 31.05.2019 до 09.10.2019.
В пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (подпункт "а" пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Проверка достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (пункты 4, 4.1, 4.2 и 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ и носит исчерпывающий характер.
Из материалов настоящего дела следует, что 24.05.2019 в Инспекцию поступило заявление С.А.Е. об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (форма N Р14001). Вместе с заявлением представлены решения Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2018 по делу N А82-847/2018, от 03.04.2019 по делу N А82-2518/2019. Данное заявление представлено в Инспекцию по установленной форме, заявление подписано лично С.А.Е. как директором общества, в порядке пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ его подпись засвидетельствована нотариусом, полномочия проверены. В заявлении С.А.Е. подтвердил, что изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Признав, что заявление подано в соответствии с Законом N 129-ФЗ, на государственную регистрацию представлены все предусмотренные данным Законом документы, необходимость проведения дополнительной проверки заявления третьего лица отсутствует с учетом проверки полномочий нотариусом, Инспекция приняла решение от 31.05.2019 о внесении в реестр записи о С.А.Е. как директоре Общества. Представленные вместе с заявлением судебные акты, свидетельствовавшие о прекращении полномочий директора у К.С.В., К.О.В., признаны достаточными для совершения испрашиваемых регистрационных действий.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Инспекция при принятии оспариваемого решения действовала в пределах предоставленных законом полномочий и при наличии к тому достаточных оснований. Нарушений законодательства о государственной регистрации ответчиком не допущено.
Доводы подателя жалобы о том, что заявление от 24.05.2019 подписано неуполномоченным лицом, С.А.Е. не является легитимным директором Общества, соответствующие полномочия имела лишь З.С.В., апелляционным судом рассмотрены. Однако, как указывалось выше, полномочия С.А.Е. на подписание заявления по форме N Р14001 были проверены нотариусом, необходимость их дополнительной проверки со стороны Инспекции с учетом пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ отсутствовала, нотариальные действия не оспорены и не признаны недействительными.
Указывая на нарушение прав оспариваемым решением Инспекции, заявители в суде первой инстанции пояснили, что в период после внесения записи о директоре С.А.Е. (с 31.05.2019 по 09.10.2019) Общество приняло на себя обязательства по сделкам, не отвечающие интересам Общества и акционерам. Между тем с учетом заявленного в настоящем деле предмета спора апелляционный суд полагает, что при наличии определенных обстоятельств лицо, считающее свои права нарушенными, не лишено возможности защитить их в установленном законом порядке.
2.2. Поддерживая вывод суда первой инстанции о пропуске процессуального срока на обжалование решения о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ были внесены сведения о заявителе как об участнике общества, суд апелляционной инстанции отметил, что поскольку заявитель являлся участником и единоличным исполнительным органом (директором) значительного количества юридических лиц, он имел возможность и в силу добросовестного поведения должен был контролировать сведения о себе как участнике юридических лиц. Обстоятельства, препятствующие такому контролю, заявителем не приведены.
По делу N А13-23522/2019 Б.В.Р. обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к инспекцией о признании недействительным решения от 26.11.2010 N 6538 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 5 февраля 2020 года по делу N А13-23522/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Б.В.Р. с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРЮЛ Б.В.Р. являлся участником общества. Сведения о нем как участнике общества внесены 26.11.2010 на основании решения N 6538 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Межрайонной инспекцией 17.01.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности общества в связи с его исключением на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Б.В.Р. 24.06.2019 обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р34001 о недостоверности сведений о себе как участнике общества.
По результатам рассмотрения заявления от 24.06.2019 Межрайонная инспекция решением от 01.07.2019 N 9806А отказала в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Б.В.Р. не согласился с решением от 01.07.2019 N 9806А, обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 ноября 2019 года по делу N А13-19071/2019 в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции от 01.07.2019 N 9806А отказано.
Б.В.Р. 25.12.2019 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 26.11.2010 N 6538, поскольку этим решением внесены в ЕГРЮЛ сведения о нем как участнике общества, о чем свидетельствует запись ЕГРЮЛ 2103528201984.
Суд первой инстанции установил, что срок на обращение с указанным заявлением в суд пропущен и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Б.В.Р. в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе указал, что ему о нарушении прав и законных интересов оспариваемым решением стало достоверно известно 18.11.2019 после принятия Арбитражным судом Вологодской области решения по делу N А13-19071/2019. При этом заявитель считает, что данный срок не пропущен, ходатайство о восстановлении срока для обращения с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 26.11.2010 N 6538 о государственной регистрации не представлял.
При оценке начала течения срока на подачу заявления в суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Судом первой инстанции установлено, что запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества в связи с его исключением на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ внесена 17.01.2018, Б.В.Р. 24.06.2019 обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р34001 о недостоверности сведений о себе как участнике общества, в связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Б.В.Р. узнал о решения инспекции от 26.11.2010 N 6538 не позднее 24.06.2019.
Учитывая открытый характер сведений о государственной регистрации юридических лиц, заявитель имел возможность с 2010 года проверить наличие таких сведений и своевременно обратиться в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции от 26.11.2010 N 6538.
При этом судом первой инстанции учтено, что инспекцией представлены сведения о Б.В.Р. как о массовом участнике и директоре юридических лиц. Так, Б.В.Р. являлся участником 16 юридических лиц, директором 28 юридических лиц.
Поскольку заявитель являлся участником и единоличным исполнительным органом (директором) значительного количества юридических лиц, он имел возможность и в силу добросовестного поведения должен был контролировать сведения о себе как участнике юридических лиц. Обстоятельства, препятствующие такому контролю, заявителем не приведены.
Учитывая вышеизложенное, Б.В.Р. мог обратиться в арбитражный суд с требованиями к инспекции с заявлением о признании недействительным решения от 26.11.2010 N 6538 в срок до 24.09.2019, обратился в арбитражный суд лишь 25.12.2019, то есть с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в арбитражный суд и подаче заявления о восстановлении указанного срока, заявителем не представлено.
Ссылки апеллянта о том, что он узнал о нарушении своих прав и законных интересов в момент рассмотрения дела N А13-19071/2019 в суде, до указанного момента он полагал, что недостоверные сведения в ЕГРЮЛ являются технической ошибкой и не нарушают его права, коллегией судей не принимаются, поскольку не опровергают выводов суда о том, что в момент подачи заявления по указанному делу Б.В.Р. было известно о принятии оспариваемого решения инспекции, а нарушение его прав выражалось в содержании спорных сведений в ЕГРЮЛ, с чем он был не согласен.
2.3. Сославшись на то, что наличие неразрешенного корпоративного спора исключает возможность проведения регистрирующим органом самостоятельной проверки достоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в рамках пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суды признали незаконной запись о недостоверности соответствующих сведений.
По делу N А54-7075/2019 Н.М.С. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к инспекции о признании незаконной записи ГРН 2196234136680 от 30.04.2019
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.12.2019 по делу N А54-7075/2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Л.Н.С. обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В ЕГРЮЛ 22 мая 2018 внесена запись о том, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, является директор Н.М.С.
22 марта 2019 в инспекцию поступило письмо старшего следователя от 21.03.2019 N 18/270621, в котором указано, что 22.02.2019 Назарьеву М.С. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, части 1 статьи 185.5 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а именно: фальсификация протокола общего собрания от 15.02.2018, на котором якобы было принято решение о назначении Н.М.С. на должность директора общества. Кроме того, указано, что в настоящее время достоверно установлено, что Н.М.С. был незаконно назначен на должность директора общества, в связи с чем, оставаясь на указанной должности, может воспрепятствовать нормальной и эффективной деятельности общества, совершить хищение денежных средств, находящихся на счетах общества, а также совершить иные действия в ущерб деятельности организации. В связи с чем следователь просит внести сведения в ЕГРЮЛ о незаконном назначении на должность директора общества Н.М.С.
Регистрирующий орган 29.03.2019 направил в адрес общества, Н.М.С., Н.С.А., Н.М.А., Л.Н.С., К.Г.Н. уведомление от 27.03.2019 N 165 о необходимости представления достоверных сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица Назарьев М.С. или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление.
Ответ на уведомление в инспекцию не поступил.
Инспекцией 30.04.2019 в отношении общества внесена в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2196234136680 о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Законом N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания, условия и способы проведения мероприятия, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Основания).
Пунктом 4 Оснований установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Из подпункта 8 пункта 5 Оснований следует, что заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, не является основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в случае, если в поступившем в регистрирующий орган заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.
Как установлено судом, в письме старшего следователя от 21.03.2019 N 18/270621 указано, что 22.02.2019 Н.М.С. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, части 1 статьи 185.5 УК РФ, а именно: фальсификация протокола общего собрания от 15.02.2018, на котором якобы было принято решение о назначении Н.М.С. на должность директора общества. А также, что в настоящее время было достоверно установлено, что Н.М.С. незаконно назначен на должность директора общества, в связи с чем, оставаясь на указанной должности, может воспрепятствовать нормальной и эффективной деятельности общества, совершить хищение денежных средств, находящихся на счетах общества, а также совершить иные действия в ущерб деятельности организации. В связи с этим следователь просит внести сведения в ЕГРЮЛ о незаконном назначении на должность директора общества Н.М.С.
В свою очередь, указывая на фальсификацию протокола общего собрания от 15.02.2018, следователь фактически ставит под сомнение действительность решения общества, то есть оспаривает решение общества, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии корпоративного спора.
Довод регистрирующего органа о том, что оспариваемая запись сделана в связи с непредставлением заинтересованными лицами достоверных сведений и пояснений относительно Н.М.С., как директора общества, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку инспекция не имела права проводить проверку заявления следователя о недостоверности сведений, оснований для направление уведомления в адрес заинтересованных лиц у налоговой инспекцией не имелось.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что уведомление инспекции Н.М.С. получил позже даты внесения оспариваемых сведений в ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного суд первой инстанции справедливо заключил, что решение регистрирующего органа от 30.04.2019 о внесении государственной регистрационной записи в ЕГРЮЛ в отношении общества за номером 2196234136680 о недостоверности сведений о юридическом лице является незаконным и нарушает права и законные интересы Н.М.С., в связи с чем обосновано удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции в нарушение действующих процессуальных норм не истребовал у Н.М.С. протокол общего собрания от 15.02.2018, не исследовал вопрос, по каким основаниям оспаривается данный протокол в рамках дела N А54-5146/2018, не истребовал выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.02.2018, с целью проверки объективной возможности проведения общего собрания участников общества, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.05.2018 с целью проверки возможности провести нотариальные и регистрационные действия в отношении общества, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку являются предметом рассмотрения иного спора, а именно дела N А54-5146/2018, предметом которого является признание недействительным решения общего собрания участников общества от 15.02.2018.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, подпунктом 8 пункта 5 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2. статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования этих мероприятий, утвержденных приказом ФНС от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, содержится прямой запрет на право проведения регистрирующим органом мероприятий по проверке, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, если в заявлении о недостоверности сведений указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.
Таким образом, наличие неразрешенного корпоративного спора исключает возможность проведения самостоятельной проверки регистрирующим органом в рамках пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
2.4. Констатируя незаконность действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений в отношении физического лица как об учредителе и руководителе общества, суды отметили, что само по себе соблюдение порядка внесения соответствующих записей однозначно не свидетельствует о недостоверности сведений о руководителе и учредителе общества; в любом случае инспекция, исходя из имеющихся правовых последствий установления факта недостоверности сведений ЕГРЮЛ, должна документально подтвердить, что физическое лицо в действительности не является руководителем и учредителем общества. Суд кассационной инстанции также отметил, что сами по себе суждения инспекции об участии общества в схеме минимизации налогов к настоящему спору, связанному с установлением обстоятельства учреждения и руководства обществом именно физическим лицом, отношения не имеют.
По делу N А16-3304/2018 К.Ю.Б. обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий инспекции по внесению 14.08.2018 записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о недостоверности сведений в отношении К.Ю.Б. как об учредителе и руководителе общества.
Решением суда от 28.02.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019, требование К.Ю.Б. удовлетворено, оспариваемые действия инспекции признаны незаконными ввиду их несоответствия Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.08.2019 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Принятыми при новом рассмотрении решением от 16.12.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020, требование К.Ю.Б. удовлетворено, оспариваемые действия инспекции признаны незаконными.
Регистрирующий орган, не согласившись с данными судебными актами, ссылаясь на нарушения норм материального права, подал в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагал решение суда от 16.12.2019 и постановление от 06.03.2020 отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Судами из материалов дела установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 20.11.2017 с указанием в качестве учредителя и руководителя К.Ю.Б., о чем в ЕГРЮЛ регистрирующим органом внесены соответствующие записи.
Управление письмом от 22.05.2018 обратилось в УФНС с просьбой провести проверку достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении общества в части адреса организации, его руководителя и учредителя. В обоснование необходимости проверки указано, что К.Ю.Б., постоянно проживающая в Хабаровске, является руководителем и учредителем общества, зарегистрированного в Еврейской автономной области, и что применительно к ООО "П." и ООО "С." в ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности сведений о К.Ю.Б. как учредителе и руководителе названных юридических лиц.
Данное письмо Управления перенаправлено в целях исполнения в адрес инспекции с указанием на представление необходимой информации в срок не позднее 08.06.2018.
Для дачи пояснений по факту достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении общества, регистрирующий орган уведомлениями от 30.05.2018 N 03-46/04816 и 09.07.2018 N 03-46/06002 вызывал К.Ю.Б., но последняя по вызовам не явилась.
Письмом от 11.07.2018 N 03-46/06061 инспекция сообщила К.Ю.Б. об установлении факта недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об учредителе и руководителе общества, а также на основании пункта 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации предложила Коровиной Ю.Б. представить достоверные сведения.
14.08.2018 в ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности сведений о К.Ю.Б. как об учредителе и руководителе общества.
В силу положений пункта 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Действительно, судами подтверждено, что алгоритм действий, обозначенный указанной выше нормой, формально инспекцией соблюден: уведомление о недостоверности направлено в адрес К.Ю.Б. инспекцией 11.07.2018 по результатам проверки, проведенной на основании письма Управления от 22.05.2018, а записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о руководителе и учредителе общества внесены 14.08.2018, то есть за пределами тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности.
Между тем, как обоснованно отметили судебные инстанции, само по себе соблюдение приведенного выше порядка однозначно не свидетельствует о недостоверности сведений о руководителе и учредителе общества; в любом случае инспекция, исходя из имеющихся правовых последствий установления факта недостоверности сведений ЕГРЮЛ, должна документально подтвердить, что К.Ю.Б. в действительности не является руководителем и учредителем общества.
Суды, исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие статус К.Ю.Б. в обществе, в частности, решение от 14.11.2017 N 1 об учреждении общества, о назначении генерального директора, документы, подтверждающие ведение хозяйственной деятельности от имени общества, подписанные К.Ю.Б., мотивированно установили, что именно К.Ю.Б. является руководителем и учредителем общества, а не какое-либо иное лицо.
В этой связи, поскольку инспекцией не был доказан факт недостоверности сведений о К.Ю.Б. как об учредителе и руководителе общества, судебные инстанции обоснованно признали незаконными оспариваемые действия регистрирующего органа.
Сами по себе суждения инспекции об участии общества в схеме минимизации налогов к настоящему спору, связанному с установлением обстоятельства учреждения и руководства обществом именно Коровиной Ю.Б., отношения не имеют.
2.5. При решении вопроса о наличии условий для взыскания судебных расходов с регистрирующего органа необходимо принимать во внимание суть спорных правоотношений, причины возникновения таковых и предусмотренные законом обязанности и полномочия при совершении соответствующих регистрационных действий.
По делу N А65-1186/2019 Г.С.В. обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан к обществу, инспекции с требованиями о признании недействительным решение регистрирующего органа о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записей от 05.06.2018 N 2181690795251, N 2181690795284 и N 2181690833597; обязании инспекции внести в ЕГРЮЛ изменения о юридическом лице обществе в части изменения состава участников общества и смены исполнительного органа.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2019 заявленные требования удовлетворены. Решение инспекции о внесении в ЕГРЮЛ записей от 05.06.2018 N 2181690795251, N 2181690795284 и N 2181690833597 признано недействительным, суд обязал регистрирующий орган внести в ЕГРЮЛ изменения сведений о юридическом лице обществе и смене исполнительного органа.
С инспекции за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, в пользу Г.С.В., взыскано 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, а также 15 494 руб. в счет возмещения расходов за проведение экспертизы.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2019 в части взыскания с инспекции в пользу Г.С.В. расходов на проведение экспертизы, регистрирующий орган обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, просит судебный акт в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме и удостоверяется подписью заявителя, подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом.
В целях государственной регистрации юридического лица не требуется нотариальное свидетельствование подписи в случае направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (абзац 5 подпункта 1.2 статьи 9 Закон N 129-ФЗ).
Отношения по использованию электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридических значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).
Положениями статьи 14 данного Закона предусмотрено создание и выдача квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закон N 63-ФЗ в сертификат ключа подписи, в том числе включаются сведения о владельце сертификата - фамилия, имя и отчество (если имеется) - для физических лиц, наименование и место нахождения - для юридических лиц или иную информация, позволяющую идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи.
Сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица в качестве владельца сертификата ключа, проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
В случае выдачи сертификат ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица.
Как следует из материалов дела, 20.05.2018 в инспекцию от общества по электронным каналам связи были направлены документы с целью внесения в ЕГРЮЛ изменений о юридическом лице обществе.
Все документы, представленные для государственной регистрации от общества были направлены в регистрирующий орган по электронным каналам связи и содержали усиленную квалифицированную электронную подпись директора общества - Г.С.В.
Усиленная квалифицированная электронная подпись Г.С.В. как директору общества была выдана удостоверяющим центром - ООО "Л.".
Поскольку представленные для государственной регистрации документы содержали усиленную квалифицированную электронную подпись директора общества - Г.С.В., соответствующую требованиям действующего законодательства, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения об отказе в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем регистрирующим органом было приняты решения о государственной регистрации.
Обращаясь в суд с требованием о признании недействительным решения регистрирующего органа о внесении в ЕГРЮЛ записей от 05.06.2018 N 2181690795251, N 2181690795284 и N 2181690833597, Г.С.В. указано, что заявление в регистрирующий орган ей не подавалось, в ООО "Л." с целью изготовления сертификата ключа проверки электронной подписи она не обращалась.
Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной по ходатайству Г.С.В., установлено, что она не обращалась в общество с целью изготовления сертификата ключа проверки электронной подписи, а равно не имела намерения подавать в регистрирующий орган заявления, по итогам которых приняты оспариваемые решения.
На основании изложенного, Арбитражный суд Республики Татарстан обоснованно признал решение инспекции о внесении в ЕГРЮЛ записей от 05.06.2018 N 2181690795251, N 2181690795284 и N 2181690833597 недействительными.
Судом также в пользу Г.С.В. с инспекции за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, взыскано 15 494 руб. в счет возмещения расходов за проведение экспертизы.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление Пленума от 21.01.2016 N 1) принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Пунктом 5 указанного Постановления Пленума предусмотрено, что распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них.
В силу пункта 19 Постановление Пленума от 21.01.2016 N 1 не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
С учетом особенностей статуса ответчика как субъекта, несущего ответственность за законность принимаемых актов в сфере государственной регистрации, в том числе и при отсутствии с его стороны действий, направленных на нарушение права заявителя, не во всех случаях принятие решения в пользу заявителя может быть квалифицировано как решение не в пользу государственного органа (в данном случае инспекции), поскольку отсутствует заинтересованность последнего в исходе спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1 статьи 9 названного Закона предусмотрено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
При решении вопроса о наличии условий для взыскания судебных расходов с регистрирующего органа необходимо принимать во внимание суть спорных правоотношений, причины возникновения таковых и предусмотренные законом обязанности и полномочия при совершении соответствующих регистрационных действий.
При таких обстоятельствах, выводы суда о необходимости взыскания с инспекции за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, в пользу Г.С.В., в счет возмещения расходов за проведение экспертизы 15 494 руб., нельзя признать основанным на приведенных нормах права, регулирующих данные правоотношения.
Поскольку для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей