1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
1.1. Действующее законодательство не предусматривает внесение в ЕГРЮЛ сведений о членах крестьянского (фермерского) хозяйства.
По делу N А53-27152/2019 Хозяйство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 08.02.2019 N 261А об отказе в государственной регистрации изменения сведений о хозяйстве, обязании осуществить государственную регистрацию изменений, содержащихся в ЕГРЮЛ, поданных по форме N Р14001, путем включения в ЕГРЮЛ сведений о новых членах хозяйства - С.Д.А., С.Р.А.
Решением от 20.09.2019, оставленным без изменения постановлением от 17.12.2019, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе хозяйство просило судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа посчитал, что жалоба не подлежит удовлетворению.
1 февраля 2019 года в электронном виде в инспекцию направлены заявление от С.Д.А. и Сухарева Р.А. от 24.01.019 о приеме их в члены хозяйства, соглашение от 25.01.2019 N 1, решение главы хозяйства от 25.01.2019; заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о хозяйстве в ЕГРЮЛ.
8 февраля 2019 года инспекция приняла решение от 08.02.2019 N 2761А об отказе в государственной регистрации вышеуказанных изменений со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения (изменения) сведений об участниках юридических лиц, отличных от перечисленных в пункте 7.12 Требований к оформлению документов, представленных в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях осуществляется в соответствии с указанным законом.
Пунктом 1 статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с данной статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Действующее законодательство не предусматривает внесение в ЕГРЮЛ сведений о членах крестьянского (фермерского) хозяйства.
Податель жалобы не привел правовые нормы, которые обязывают инспекцию по внесению сведений в ЕГРЮЛ о членах хозяйства.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
1.2. Несоблюдение заявителем установленных законодательством Российской Федерации требований к минимальному количеству членов сельскохозяйственного производственного кооператива позволило судам сделать вывод о правомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
По делу N А12-42753/2019 сельскохозяйственный производственный кооператив обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 30.07.2019 об отказе в государственной регистрации.
Решением суда первой инстанции от 17 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ф.К.В. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, сельскохозяйственный производственный кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица 12.08.1999, членами кооператива являются Ф.В.А., С.Я.В., К.Т.А., Ф.К.В., Б.А.С.
18.07.2019 членами кооператива принято решение, оформленное протоколом, о передаче Ф.К.В. пая Ф.В.А. на основании договора дарения пая от 18.07.2019, прекращении членства Ф.К.В. в кооперативе.
23.07.2019 сельскохозяйственный производственный кооператив обратился в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением (форма N Р14001) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственной реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), с приложением протокола заседания членов кооператива от 18.07.2019, договора дарения пая от 18.07.2019.
23.07.2019 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ввиду наличия в представленном заявлении недостоверных сведений о соблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ) сельскохозяйственный кооператив - это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также - кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также - производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также - потребительский кооператив).
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, членами сельскохозяйственного производственного кооператива являются Ф.В.А., С.Я.В., К.Т.А., Ф.К.В., Б.А.С.
Поданное кооперативом в регистрирующий орган заявление (форма N Р14001) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, содержало сведения о прекращении участия Ф.К.В. в сельскохозяйственном производственном кооперативе.
После внесения соответствующих изменений в сведения о юридическом лица число членов сельскохозяйственного производственного кооператива не будут соответствовать требованиям пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не соблюдены установленные законодательством Российской Федерации требования к минимальному количеству участников юридического лица указанной организационно-правовой формы, представленное заявления (форма N Р14001) содержало недостоверные сведения о соблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований, в связи с чем инспекция правомерно отказала кооперативу в государственной регистрации соответствующих изменений.
С учетом изложенного, суд первой 1.3. Поскольку продажа доли или части доли в уставном капитале общества с публичных торгов не отнесена статьей 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к случаям, когда нотариальное удостоверение сделки не требуется, суд признал законным решение об отказе в государственной регистрации, обусловленное отсутствием нотариального удостоверения соответствующего договора.
1.3. Создаваемое путем реорганизации общество с ограниченной ответственностью должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к обществам с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не содержит исключений в части размера уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых путем реорганизации.
По делу N А32-7808/2020 ОАО "Щ." обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 24.12.2019 N 6300745А об отказе в государственной регистрации создания юридического лица путем реорганизации в обязании провести государственную регистрацию.
Арбитражный суд Краснодарского края посчитал, что требования являются необоснованными.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Щ." было создано по решению Администрация Щербиновского района Краснодарского края N 300 от 31.07.1997, 25.10.2002 обществу присвоен ОГРН 1022305030516. Уставный капитал ОАО "Щ." составляет 5546 рублей.
5 июня 2019 года состоялось годовое общее собрание акционеров Открытого акционерного общества "Щ.", на котором, помимо прочих, приняты решения:
- реорганизовать открытое акционерное общество "Щ." в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Щ.";
- считать ООО "Щ." полным правопреемником имущественных и неимущественных прав, обязанностей и обязательств реорганизуемого ОАО "Щ.", при этом права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Решения, принятые годовым общим собранием акционеров, оформлены протоколом от 10.06.2019 N 1.
Ш.А.С. 17.12.2019 в адрес Инспекции представлены документы для государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации.
24 декабря 2019 года Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации N 6300745А. Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что размер уставного капитала ООО "Щ." составляет менее 10 000 рублей.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица, установлен главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 2 статьи 104 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
Таким образом, создаваемое путем реорганизации общество с ограниченной ответственностью должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к обществам с ограниченной ответственностью.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
Федеральный закон N 14-ФЗ не содержит исключений в части размера уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых путем реорганизации.
Поскольку размер уставного капитала вновь создаваемого юридического лица на дату представления документов для государственной регистрации общества составлял 5546 рублей, то есть менее предусмотренного статьей 14 Федерального закона N 14-ФЗ, регистрирующий орган правомерно принял решение об отказе в государственной регистрации N 6300745А.
1.4. Приведенный регистрирующим органом довод о том, что иные юридические лица, руководимые заявителем, осуществляли деятельность с нарушениями норм налогового законодательства, был признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку нарушения налогового законодательства директором и участником общества не являются основаниями для отказа в государственной регистрации изменений адреса юридического лица. Ответственность за нарушения налогового законодательства предусмотрена специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
По делу N А74-12137/2019 учредитель и директор общества В.А.Ф. обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к инспекции с требованиями: признать незаконным решение инспекции N 2010А от 31.07.2019 об отказе в государственной регистрации в отношении общества; обязать инспекцию зарегистрировать изменение адреса общества.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 декабря 2019 года требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
20.06.2019 единственный учредитель общества В.А.Ф. принял решение: изменить местонахождение общества (Республика Тыва, город Кызыл, улица Ангарский бульвар, дом 29/1, квартира 25) на адрес: Республика Хакасия, город Абакан, улица Чертыгашева, дом 236. В связи с изменением местонахождения общества утвердить устав общества в новой редакции.
31.07.2019 инспекцией принято решение N 2010А об отказе в государственной регистрации в связи с недостоверностью сведений об адресе юридического лица, представленных заявителем в заявлении о государственной регистрации. В заявлении по форме N Р13001 указаны неполные сведения об адресе юридического лица (без указания конкретных строения, корпуса, помещения, офиса, квартиры). Установление недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых заявитель дал в установленном порядке гарантии достоверности, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения.
Решение N 2010А принято на основании 23 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ): подпункта "а" (непредставление заявителем определенных в законе необходимых для государственной регистрации документов) и подпункта "ц" (представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 статьи Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что к заявлению по форме N Р13001 были приложены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для регистрации изменения адреса (местонахождения) общества и внесения изменений в устав общества. Заявление и документы переданы в регистрирующий орган 25.06.2019 лично В.А.Ф. по расписке в получении документов, представленной в дело. Данные выводы регистрирующим органом не оспариваются.
Решение об отказе в государственной регистрации от 31.07.2019 не содержит указания на то, какие именно документы, предусмотренные статьей 17 названного закона, не представлены заявителем.
Возражая против удовлетворения требований заявителя, регистрирующий орган в апелляционной жалобе указывает на то, что заявителем отражены неполные сведения об адресе постоянно действующего исполнительного органа общества (без надлежащего указания офиса, кабинета и т.п.). Также, указывает на то, что указанный адрес в заявлении является адресом регистрации других юридических лиц (связь с ними по данному адресу невозможна).
Судом первой инстанции установлено, что заявитель В.А.Ф. зарегистрирован в Российской Федерации по адресу, указанному в заявлении от 25.06.2019, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его супруге, что подтверждается копиями свидетельства о регистрации права собственности, регистрации брака, а также наличие произведенной Отделом УФМС по Республике Хакасия в городе Абакане отметки о регистрации 08.02.2019.
Поскольку адресом регистрации постоянно действующего исполнительного органа общества директора В.А.Ф., указанным в заявлении от 25.06.2019, является жилой дом, в котором он зарегистрирован, регистрация принадлежащей ему организации по такому адресу является объективно необходимой для осуществления им предпринимательской деятельности и не противоречит требованиям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган указывает на то, что В.А.Ф. является руководителем нескольких организаций, относящихся к категории "проблемных и недобросовестных налогоплательщиков".
Данный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО "О." и ООО "У." исключены из ЕГРЮЛ как недействующие, директором ООО "П." В.А.Ф. с 2017 года не является; директором ООО "К." В.А.Ф. зарегистрирован после отказа в государственной регистрации - 01.08.2019.
Также суд апелляционной инстанции не может признать состоятельным довод налогового органа о то, что указанные юридические лица, руководимые В.А.Ф., осуществляли деятельность с нарушениями норм налогового законодательства, поскольку нарушения налогового законодательства директором и участником общества не являются основаниями для отказа в государственной регистрации изменений адреса общества, так как они не указаны в качестве таковых в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Ответственность за нарушения налогового законодательства предусмотрена специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Также стоит обратить внимание на то, что ссылка регистрирующего органа в решении об отказе в государственной регистрации от 31.07.2019 на неполноту сведений об адресе в листе "Б" заявления по форме N Р13001, основана на Требованиях к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Согласно пунктам 2.3 - 2.9 указанных Требований показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта.
Суд первой инстанции установил, что по свидетельству о государственной регистрации площадь жилого дома составляет 35,3 кв., дополнительных элементов адрес дома не содержит.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии объективных оснований указывать дополнительные элементы адреса в документах, представленных для государственной регистрации. Документов, подтверждающих необходимость указания дополнительных элементов адреса, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
1.5. Само по себе наличие записи о недостоверности адреса, указанного в ЕГРЮЛ, не свидетельствует о нарушении порядка уведомления кредиторов при осуществлении добровольной ликвидации юридического лица.
По делу N А65-17195/2019 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к инспекции и Управлению о признании незаконным и отмене решения инспекции от 12.04.2019 N 23570А об отказе в государственной регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса общества и решения Управления от 27.05.2019 N 2.8.-181014522@, а также об обязании инспекции провести государственную регистрацию промежуточного ликвидационного баланса общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконными решение инспекции от 18.04.2019 N 23570А об отказе в государственной регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса общества и решение Управления от 27.05.2019 N 2.8.-181014622@. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса общества.
Инспекция, не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2019 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 12.04.2019 ликвидатором общества Д.А.С. в инспекцию представлены документы для государственной регистрации юридического лица:
- уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса общества;
- решение единственного участника общества от 12.04.2019, согласно которому единственный участник общества принял решение утвердить промежуточный ликвидационный баланс от 06.04.2019;
- промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 06.04.2019.
18.04.2019 инспекцией принято решение N 23570А об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В государственной регистрации отказано по причине: "Неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Публикация в журнале "Вестник государственной регистрации" от 06.02.2019/207 N 5 (721) содержит недостоверные сведения в отношении адреса места нахождения и для заявления кредиторами своих требований".
Статьей 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2).
В соответствии с подпунктом "т" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ и со статьей 7.1 указанного Федерального закона.
Судами первой и апелляционной инстанций из материалов дела установлено, что 21.01.2019 единственный участник общества принял решение о ликвидации общества и назначении ликвидатором общества Д.А.С.
28.01.2019 Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о принятии участником общества решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора за государственным регистрационным номером (ГРН) 2191690126208.
Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 06.02.2019 N 5 (721) (N 207).
Согласно сообщению Общество уведомляло, что единственным участником принято решение о ликвидации (решение от 21.01.2019), требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 420030, Республика Татарстан, г. Казань, улица Набережная, дом 11, офис 305.
23.01.2019 Инспекцией проведены контрольные мероприятия по установлению факта нахождения общества по указанному в ЕГРЮЛ адресу, в ходе которых выявлено, что организация по указанному адресу не находится. На момент осмотра вывеска, представители или иная информация об обществе отсутствовали.
18.02.2019 Инспекцией в адрес единственного участника общества К.Р.М. и ликвидатора общества Д.А.С. направлено уведомление о необходимости представления достоверных сведений, которое получено ликвидатором обществом 27.02.2019.
Общество с ограниченной ответственностью "З." направило в адрес ликвидатора общества Д.А.С. по адресу указанному сообщении о ликвидации опубликованному в журнале "Вестник государственной регистрации" требование от 19.02.2019 о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс, которое получено ликвидатором общества Д.А.С. 27.02.2019.
Согласно расшифровке заемных средств (строка баланса 1510) у общества по состоянию на 06.04.2019 имелся один кредитор - общество с ограниченной ответственностью "З".
12.04.2019 уведомление по форме N Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества представлено в Инспекцию по истечении двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации".
Исследовав и оценив представленные в дело документы в их взаимосвязи и совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь пунктами 1, 3 статьи 20, пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, пунктом 3 статьи 54, пунктом 2 статьи 61, пунктом 3 статьи 62 ГК РФ, приказом Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации", установив, что почтовая корреспонденция, в том числе требование кредитора, уведомление межрайонной инспекции о вызове в налоговый орган, уведомление Инспекции, уведомление обслуживающего банка, направленные обществу по адресу, указанному в журнале "Вестник государственной регистрации", получены Обществом; Инспекцией не представлено доказательств наличия возвращенной корреспонденции, направленной по адресу регистрации общества; запись о недостоверности адреса внесена Инспекцией в ЕГРЮЛ за 3 дня до истечения срока предъявления требований кредиторами, судами первой и апелляционной инстанции сделан вывод о добросовестности действия ликвидатора общества, направленными на надлежащее выявление кредиторов и предоставление им реальной возможности реализовать свои права на предъявление требований к ликвидационной комиссии, что имело место в рассматриваемом случае.
В свою очередь, регистрирующим органом не представлено доказательств, подтверждающих, что кредиторы общества были не уведомлены и их требования не были получены ликвидатором общества.
Само по себе наличие записи о недостоверности адреса, указанного в ЕГРЮЛ, не свидетельствует о нарушении порядка уведомления кредиторов при осуществлении добровольной ликвидации юридического лица.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 63 ГК РФ кредиторы о ликвидации общества были надлежащим образом уведомлены ликвидатором о возможности предъявления своих требований, о чем также может свидетельствовать и требование единственного кредитора общества, полученное ликвидатором общества, которое в последующем было отражено в промежуточном ликвидационном балансе.
Таким образом, оспариваемое решение ответчика от 18.04.2019 N 23570А, содержит ошибочные основания для отказа в государственной регистрации, не подтвержденные фактическими обстоятельствами.
1.6. Отклоняя доводы заявителя о том, что участником общества он становится на основании определения Арбитражного суда, суды указали, что действующим законодательством с 01.01.2016 запрещено включать в ЕГРЮЛ сведения о руководителях (участниках), которые являлись мажоритарными участниками юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ как недействующие и имеющаяся у них задолженность перед бюджетом Российской Федерации признана безнадежной к взысканию, до истечения трех лет с даты исключения из реестра этих юридических лиц. При этом сам факт распределения обнаруженного имущества заявителю сам по себе не является основанием для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составе участников общества при наличии прямого законодательного запрета. Суды также отметили, что определение не содержит положений, обязывающих инспекцию произвести какие-либо регистрационные действия в отношении включения заявителя в состав участников общества.
По делу N А41-54658/19 С.А.В. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации N 876А от 27.03.2019, обязании внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с поданным заявителем заявлением по форме N Р14001.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.09.2019 по делу N А41-54658/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 решение Арбитражного суда Московской области от 24.09.2019 по делу N А41-54658/19 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель - С.А.В. обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 24.09.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А41-54658/19 полностью и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Из материалов дела следует и установлено судами, 20.03.2019 С.А.В. обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений в сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно в части изменения сведений об участниках общества.
27.03.2019 регистрирующим органом было принято решение об отказе в государственной регистрации N 876А на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно подпункту "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается, среди прочего, в случае если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе: владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц.
Судами установлено и следует из материалов дела, что С.А.В. являлся участником ООО "К." и ООО "А." с долей участия 100% уставного капитала в каждом из обществ.
При этом, ООО "К." и ООО "А." были исключены из ЕГРЮЛ как недействующие юридические лица и на момент подачи заявления (20.03.2019) не истекли три года с момента исключения ООО "К." и ООО "А." из ЕГРЮЛ, что в силу подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ является одним из условий для вынесения оспариваемого отказа в государственной регистрации.
Более того, судами на основании протокола проверки документов, представленных к регистрации С.А.В., сформированном в электронном информационном ресурсе системы налоговых органов, установлено наличие задолженности перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на момент исключения ООО "К." и ООО "А." из ЕГРЮЛ.
При этом, доказательства, опровергающие наличие задолженности перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на момент исключения ООО "К." и ООО "А." из ЕГРЮЛ заявителем в материалы дела не представлены.
Отклоняя доводы заявителя о том, что участником общества он становится на основании определения Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2018 по делу N А40-27864/18-178-35, суды правомерно указали, что действующим законодательством с 01.01.2016 запрещено включать в ЕГРЮЛ сведения о руководителях (участниках), которые являлись мажоритарными участниками юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ как недействующие и имеющаяся у них задолженность перед бюджетом Российской Федерации признана безнадежной к взысканию, до истечения трех лет с даты исключения из реестра этих юридических лиц. При этом сам факт распределения обнаруженного имущества заявителю сам по себе не является основанием для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составе участников общества при наличии прямого законодательного запрета.
Более того, как верно указали суды, определение по делу N А40-27864/18-178-35 не содержит положений, обязывающих Инспекцию произвести какие-либо регистрационные действия в отношении включения заявителя в состав участников общества.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
1.7. Поскольку государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по чеку-ордеру была уплачена физическим лицом, являющимся законным представителем общества, в установленном размере и на должный КБК, суды, принимая во внимание соблюдение заявителем положений статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований отказывать в государственной регистрации изменений применительно к подпункту "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
По делу N А73-20776/2019 А.А.В. обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 19.07.2019 N 11650А об отказе в государственной регистрации.
Решением суда от 09.01.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020, требование удовлетворено, оспариваемое решение регистрирующего органа признано незаконным.
Регистрирующий орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, указывая на неправильное применение норм материального и процессуального права, подал в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагал решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Дальневосточного округа не усмотрел правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами из материалов дела установлено, что А.А.В. является генеральным директором общества.
12.07.2019 А.А.В. представил в инспекцию документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, решением от 19.07.2019 N 11650А регистрирующий орган в государственной регистрации испрашиваемых изменений отказал на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации). Как установила инспекция, из представленного чека-ордера об уплате государственной пошлины не усматривается, что государственная пошлина уплачена за осуществление соответствующей государственной регистрации.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и кассатором не опровергнуто, что 12.07.2019 генеральный директор общества А.А.В. представил в инспекцию заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. К заявлению прилагались: решение участника общества от 11.07.2019 об определении нового адреса общества, изменения в Устав общества, утвержденные решением участника общества от 11.07.2019, а также чек-ордер от 12.07.2019 об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.
Регистрирующий орган, отказывая в государственной регистрации испрашиваемых изменений по основанию подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, исходил из того, что представленный чек-ордер от 12.07.2019 не может являться доказательством уплаты государственной пошлины за общество, поскольку в названном чеке-ордере не указано, кто является плательщиком сбора, и в поле "Назначение платежа" отсутствует наименование общества.
Судебные инстанции, в свою очередь, оценив содержание спорного чека-ордера от 12.07.2019, руководствуясь нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пришли к обоснованному и мотивированному выводу об отсутствии у инспекции законных оснований не принимать названный чек-ордер от 12.07.2019 в качестве документа об уплате государственной пошлины.
По правилам статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет. Вместе с тем, налогоплательщик согласно положениям статьи 26 НК РФ может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
В силу указаний статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями этой организации (статьи 28 НК РФ).
Из вышеизложенных норм налогового законодательства следует, что А.А.В., будучи генеральным директором общества, то есть его законным представителем, вправе уплатить за общество государственную пошлину.
Как определили суды и не опроверг кассатор, в спорном чеке-ордере от 12.07.2019 указан ИНН, принадлежащий А.А.В.; данный чек-ордер прилагался к поданному последним заявлению по форме N Р13001, в связи с чем произведенный по чеку-ордеру платеж относится к указанному заявлению.
Судами также установлено, что государственная пошлина по чеку-ордеру от 12.07.2019 уплачена А.А.В. в размере 800 руб., то есть в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (4000 руб. x 20%), на КБК 18210807010011000110, предназначенный для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия.
Рассматриваемый платеж фактически перечислен по реквизитам получателя УФК (инспекции); возврат денежных средств не зафиксирован.
Учитывая вышеизложенное, поскольку государственная пошлина за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по чеку-ордеру от 12.07.2019 была уплачена А.А.В., являющимся законным представителем общества, в установленном размере и на должный КБК, так как денежные средства в размере 800 руб. поступили в бюджет и учтены по получателю (инспекции), суды, принимая во внимание соблюдение А.А.В. положений статьи 17 Закона о государственной регистрации, пришли к верному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований отказывать в государственной регистрации изменений применительно к подпункту "х" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Таким образом, судебные инстанции верно удовлетворили требование А.А.В., признав незаконным оспариваемое решение инспекции от 19.07.2019 N 11650А.
1.8. При рассмотрении спора об отказе в государственной регистрации юридического лица суды пришли к выводу, что общество не является тем заинтересованным лицом, которому в силу закона предоставлено право в судебном порядке оспаривать отказ в государственной регистрации другого юридического лица. Принятие Инспекцией оспариваемого решения не затрагивает прав общества, не возлагает на него какой-либо обязанности, создании иных препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В рассматриваемом случае общество непосредственно не вступало в правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц.
По делу N А73-20776/2019 общество обратилось с иском в Арбитражный суд Пермского края к инспекции о признании незаконным решения инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица от 22.02.2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью "А.", об обязании осуществить государственную регистрацию юридического лица и внести изменения в ЕГРЮЛ на основании представленных 16.01.2019 г. (вх. N 824А) документов, а также о взыскании за счет средств казны 1 000 руб. причиненных незаконными действиями регистрирующего органа.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обжаловало решение от 20.11.2019 в апелляционном порядке, просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение норм материального права.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, единственным участником ООО "А." принято решение от 20.11.2018 об изменении адреса организации, новый адрес: 617120, Пермский край, г. Верещагино, ул. Энергетиков, д. 13.
В целях совершения регистрационных действий 14.01.2019 между обществом (исполнитель) и ООО "И." (заказчик) был заключен договор возмездного оказания услуг N 4/А, в соответствии с которым исполнитель обязан подготовить проект заявления по форме N Р13001 для государственной регистрации ООО "А.", а также заключение об отсутствии (наличии) оснований для принятия регистрирующим органом решения о приостановлении государственной регистрации и (или) об отказе в государственной регистрации при направлении в регистрирующий орган такого заявления для государственной регистрации (пункт 2.1 Договора).
Стоимость услуг составляет 5 000 руб. (пункт 2.1 договора).
При этом согласно пункту 4.3 Договора возмездного оказания услуг, предусмотрено, что в случае вынесения регистрирующим органом (его должностным лицом) решения о приостановлении государственной регистрации по результатам рассмотрения документов, проекты которых подготовлены на основании пункта 2.1 Договора, общество обязано выплатить ООО "И." неустойку в размере 500.000 руб.
Обществом было подготовлено заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "А.", а также дано заключение от 14.01.2019 об отсутствии оснований для принятия решений об отказе в государственной регистрации и о приостановлении государственной регистрации.
В связи с этим, 16.01.2019 в инспекцию было представлено заявление (вх. N 824А) по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "А.".
Решением N 824А от 22.02.2019 в государственной регистрации вносимых изменений было отказано ввиду наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе.
Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации предусмотрен главой VIII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
Согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 25.4 Закона N 129-ФЗ в жалобе указываются основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Из приведенных положений следует, что одним из условий обжалования ненормативных правовых актов, как в судебном, так и в административном порядке является нарушение этими актами прав и законных интересов лица, обратившегося за защитой.
Наличие условий, указанных в части 4 статьи 200 АПК РФ, заявителем не доказано.
Ни в суде первой инстанции ни в апелляционной жалобе не указано доводов, свидетельствующих о нарушении прав именно самого заявителя - общества.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общество не является тем заинтересованным лицом, которому в силу закона предоставлено право в судебном порядке оспаривать отказ в государственной регистрации другого юридического лица. Принятие Инспекцией оспариваемого решения не затрагивает прав общества, не возлагает на него какой-либо обязанности, создании иных препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В рассматриваемом случае общество непосредственно не вступало в правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц.
Общество полагая, что его права нарушены оспариваемым решением налогового органа, указывает на то, что в связи с принятием неправомерного решения об отказе в государственной регистрации, общество было вынуждено заплатить неустойку по договору возмездного оказания услуг N 4/А от 14.01.2019.
Вместе с тем, обстоятельства, с которым связана уплата неустойки в связи с нарушением обществом договорных обязательств, стороной которых Инспекция не выступала, не связаны с отношениями, возникающими в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также сведениями ЕГРЮЛ. Следовательно, нужно признать, что состав убытков в настоящем случае, в том числе ввиду отсутствия причинно-следственной связи между оспариваемым решением и предусмотренной договорной неустойкой, квалифицированной Заявителем в качестве убытков, не доказан.
Общество фактически пытается разрешить гражданско-правовой спор связанный с добросовестным исполнением договора возмездного оказания услуг N 4/А от 14.01.2019, т.е. имеет место использования права не в связи с защитой нарушенных прав заявителя.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей