В 2020 году для достижения операционной цели денежно-кредитной политики в условиях структурного профицита Банк России продолжил абсорбировать избыточную ликвидность, используя, как и ранее, в качестве основного инструмента депозитные аукционы на срок 1 неделя (рис. 4.3). Также для сближения ставок овернайт с ключевой ставкой в конце периодов усреднения обязательных резервов, когда на денежном рынке, как правило, формируется избыточное предложение ликвидности, Банк России продолжал проводить депозитные аукционы "тонкой настройки".
СТРУКТУРА ОПЕРАЦИЙ БАНКА РОССИИ <*> (трлн руб.) |
--------------------------------
<*> Требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования/обязательства Банка России перед кредитными организациями по инструментам абсорбирования избыточной ликвидности на начало операционного дня.
<**> Валютный своп по покупке Банком России долларов США и евро за рубли.
<***> Специализированные инструменты рефинансирования Банка России, кредиты, предоставленные Банком России в рамках безотзывных кредитных линий, операции "валютный своп" по продаже Банком России долларов США и евро за рубли.
Эффективная операционная процедура денежно-кредитной политики и своевременно принятые меры (см. врезку 6 "Меры Банка России и Правительства Российской Федерации для преодоления экономических последствий пандемии коронавирусной инфекции") поддержали доверие на финансовых рынках и способствовали сохранению активности рынка межбанковского кредитования в условиях распространения пандемии. Тем не менее в марте-апреле на фоне увеличения неопределенности на финансовых рынках, роста оборотов по клиентским операциям и быстрого снижения структурного профицита ликвидности неравномерность распределения средств среди отдельных кредитных организаций могла стать источником роста волатильности на денежном рынке. Чтобы этого избежать, необходимо было расширить доступ к ликвидности по ставкам, близким к ключевой, для кредитных организаций. Для сглаживания возникающих дисбалансов дополнительно к своим регулярным операциям по абсорбированию ликвидности с 10 марта по 6 мая Банк России провел 10 аукционов репо "тонкой настройки" с различными сроками. Максимальный размер требований Банка России к кредитным организациям по этим операциям составлял 0,9 трлн рублей. С середины мая с началом нового периода усреднения обязательных резервов при постепенной нормализации динамики факторов формирования ликвидности и стабилизации клиентской активности необходимость в проведении этих операций больше не возникала.
На фоне снижения в марте-апреле уровня профицита ликвидности в банковском секторе Банк России сократил размещение купонных облигаций. Банк России выпускает облигации с целью абсорбировать устойчивую часть избыточной ликвидности на более длительные сроки. Для обеспечения большей гибкости при управлении ликвидностью с помощью недельных депозитных аукционов Банк России снизил объем купонных облигаций в обращении в первом полугодии более чем в 2 раза, до 0,7 трлн рублей.
Кроме того, при сохраняющейся неблагоприятной внешней конъюнктуре и для уменьшения расхождений в срочности активов и пассивов на балансах кредитных организаций Банк России начал проведение аукционов репо на срок 1 месяц по фиксированной ставке и на срок 1 год по плавающей ставке. Вместе с тем кредитные организации довольно быстро адаптировались к сократившемуся уровню структурного профицита и стали пользоваться предоставленными регуляторными послаблениями. Поэтому в мае - сентябре аукционы репо оставались практически невостребованными. Однако в октябре, несмотря на достаточный уровень ликвидности в банковском секторе, банки вновь увеличили спрос на рефинансирование и привлекли более 0,6 трлн рублей. Это связано с тем, что в конце года динамика бюджетных операций характеризуется разнонаправленными тенденциями. Сезонно бюджетные расходы смещены на последние недели года. При этом привлекать средства для их финансирования Минфин России начал заранее и значительно увеличил объемы размещения ОФЗ на первичном рынке. Это могло сформировать краткосрочные дисбалансы в распределении средств между банками. Для их компенсации Банк России увеличил максимальный объем предоставления средств на срок 1 месяц с 0,4 до 1 трлн рублей. Последующее проведение бюджетных расходов приведет к притоку средств на банковские счета и позволит банкам погасить задолженность по операциям репо.
В 2020 году Банк России для поддержки кредитования экономики в условиях пандемии временно расширил линейку специализированных механизмов рефинансирования, введя несколько инструментов с общим лимитом 500 млрд рублей по предоставлению ликвидности банкам на льготных условиях. Указанные инструменты были призваны стимулировать банки предоставлять кредиты нефинансовым организациям на выплату заработной платы и другие неотложные нужды (в увязке с правительственной программой по субсидированию процентных ставок по банковским кредитам на неотложные нужды и сохранение занятости), а также иные кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства. Требования Банка России к кредитным организациям по данным инструментам на 1 октября составили 443 млрд рублей. Кроме того, Банк России уточнил условия специализированного механизма рефинансирования, направленного на поддержание приемлемых ставок по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства с участием АО "Корпорация МСП": были сняты отраслевые ограничения, а ставка была снижена до 4% годовых при ограничении ставок конечным заемщикам 8,5% годовых.
В дальнейшем Банк России, принимая во внимание текущие макроэкономические прогнозы, не планирует вносить существенных изменений в операционную процедуру и пересматривать действующую систему инструментов. В результате предусмотренных нововведений обязательные резервы будут лучше выполнять свои задачи. При структурном профиците основное регулирование объема ликвидности по-прежнему будет осуществляться с помощью еженедельных депозитных аукционов. Устойчивая часть избытка ликвидности будет абсорбироваться через выпуск купонных облигаций, объем эмиссии каждого выпуска, как и ранее, также будет устанавливаться на основании прогноза ликвидности. Переход к структурному дефициту остается весьма маловероятным, однако и на такой случай у Банка России всегда готовы к применению все необходимые инструменты, а текущей операционной процедурой предусмотрен порядок их использования. Банк России продолжит повышать технологичность и удобство обращения кредитных организаций к проводимым им операциям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей