С 2017 года бюджетная политика определяется бюджетным правилом, что привело к сокращению ненефтегазового дефицита федерального бюджета с 8,0% ВВП в 2017 году до 5,4% в 2019 году.
В I квартале 2020 года исполнение бюджета соответствовало проектировкам Минфина России: ненефтегазовые доходы превышали прошлогодний уровень, активно осуществлялись расходы, в том числе в рамках национальных проектов.
В II квартале 2020 года произошел пересмотр бюджетной политики в свете радикального изменения ситуации.
Были значительно увеличены расходы бюджета: помимо социально-демографических мер, озвученных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 15.01.2020, Правительство Российской Федерации разработало и приняло дополнительные противоэпидемические и антикризисные меры, направленные на преодоление последствий пандемии. Это привело к дополнительному увеличению плана по расходам в 2020 году и существенному их превышению над предельным уровнем, соответствующему параметрам бюджетного правила.
На фоне стремительного падения мировых цен на нефть и последующего ограничения ее добычи в рамках сделки ОПЕК+, а также введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции доходная база бюджета в II квартале 2020 года заметно сократилась. Нефтегазовые доходы бюджета снизились более чем наполовину по сравнению с прошлым годом. Падение ненефтегазовых доходов частично компенсировалось поступлениями в рамках сделки по продаже акций ПАО Сбербанк (перечисление в бюджет прибыли Банка России от указанной сделки в размере 1,1 трлн рублей было осуществлено в апреле 2020 года). Однако по основным ненефтегазовым налогам поступления сократились вследствие сворачивания деловой активности из-за действия карантинных мер и антикризисных послаблений Правительства Российской Федерации в части налоговой политики и неналоговых доходов. Во втором полугодии 2020 года нефтегазовые доходы, по оценкам Банка России, стабилизируются на уровне, соответствующем базовой цене нефти, либо немного ниже. Поступления по основным ненефтегазовым доходам, таким как внутренний НДС и налог на прибыль, продолжат сокращаться вследствие особенностей их уплаты (поступают в бюджет с задержкой в один квартал). Усугубятся проблемы бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов, доходы которых напрямую зависят от фонда оплаты труда и финансовых результатов деятельности компаний, что потребует дополнительных трансфертов из федерального бюджета. Продолжится активное исполнение расходов. В результате дефицит бюджетной системы и федерального бюджета продолжит расширяться. Банк России ожидает, что по итогам 2020 года дефицит бюджетной системы может достичь 5% ВВП. Для финансирования дополнительных расходов в условиях сокращения доходной базы Минфин России анонсировал расширение программы заимствований до более чем 5 трлн рублей в 2020 году. Кроме того, с апреля 2020 года начались продажи валюты в рамках механизма бюджетного правила для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов.
В 2020 году будет пройден пик стимула для экономики со стороны бюджетной политики, после чего в 2021 году начнется процесс бюджетной консолидации. Однако сворачивание расходов и антикризисных мер в 2021 году будет более плавным, чем предполагает бюджетное правило.
В налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП. Отрицательный вклад в поступления ненефтегазовых доходов внесет понижение ставки социальных страховых взносов для МСП с 30 до 15% в отношении заработной платы работников в части превышения величины минимального размера оплаты труда (около 0,4% ВВП ежегодно). Вместе с тем снижение будет компенсировано поступлением дополнительных доходов федерального бюджета, в том числе вследствие модификации параметров режима налога на дополнительный доход; актуализации параметров предоставления льгот нефтегазовому сектору; повышения налога на добычу полезных ископаемых на ряд твердых полезных ископаемых; повышения ставки акциза на табачную продукцию; перехода к дополнительному обложению повышенного дохода и введения налога на доходы физических лиц на депозиты и проценты; изменения практики взимания налога на прибыль организаций за счет внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами.
В целях повышения привлекательности российской юрисдикции для IT-бизнеса предусмотрено снижение размера ставки страховых взносов с 14 до 7,6%, снижение налога на прибыль до 3%, компенсируемое отменой льготы по налогу на добавленную стоимость при продаже иностранного программного обеспечения.
Банк России ожидает в 2021 году сокращения дефицита бюджетной системы, в том числе бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов по сравнению с уровнями 2020 года. Основным источником финансирования дефицита бюджета станут дополнительные размещения долговых бумаг - ОФЗ, региональных и муниципальных облигаций (в 2021 году ожидается около 1,1 трлн рублей дополнительных заимствований посредством размещения ОФЗ). Помимо этого, Банк России не исключает возможность использования Минфином России остатков средств на рублевых счетах бюджетной системы.
В 2022 - 2023 годах ожидается возврат плановых расходов федерального бюджета к предельным уровням по бюджетному правилу, чему будут способствовать меры по приоритизации бюджетных расходов. В 2023 году бюджетная политика перейдет в нейтральную область.
В рамках базового сценария в 2021 году средние цены на нефть ожидаются ниже базового уровня, соответствующего бюджетному правилу. В связи с этим часть дефицита бюджета будет финансироваться за счет средств ФНБ в размере выпадающих нефтегазовых доходов, что приведет к сокращению средств фонда. В результате ожидаемого возвращения мировых цен на нефть марки Urals на уровень, превышающий базовый, в 2022 - 2023 годах будут осуществляться покупки иностранной валюты на внутреннем рынке в размере дополнительных нефтегазовых доходов в соответствии с бюджетным правилом. Как следствие, в 2023 году ФНБ начнет пополняться дополнительными нефтегазовыми доходами, полученными в 2022 году.
В 2021 - 2023 годах ожидается рост объема государственного долга, к концу прогнозного периода его величина может превысить 20% ВВП. В общем объеме государственного долга Российской Федерации будет преобладать внутренний долг в связи с увеличением выпуска ОФЗ. Кроме того, росту государственного долга будет способствовать программа предоставления госгарантий в рамках поддержки предприятий и их кредитования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей