Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

Приложение 5

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛОМ:

ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Правительства и центральные банки как развитых стран, так и стран с формирующимися рынками, подошли к кризису, связанному с коронавирусом, с уже замедляющимися темпами роста ВВП, низкой или снижающейся инфляцией и низким уровнем процентных ставок. Это существенно отличалось от картины кризиса 2008 года, к началу которого экономики многих стран были перегретыми, а инфляция и ставки - высокими. Разные первоначальные условия означают, что различными были и возможности правительств и центральных банков для проведения антикризисных мер. Резкий спад мировой экономики в начале 2020 года вызвал необходимость принятия широкого комплекса мер со стороны правительств и центральных банков в условиях ограниченного пространства для проведения стимулирующей макроэкономической политики.

Отличались также первоначальные условия разных стран. Развитые страны после глобального финансового кризиса еще не успели перейти от стимулирующей денежно-кредитной политики к нейтральной: ставки в экономике оставались низкими при инфляции ниже цели центрального банка, а балансы регуляторов только недавно начали сокращаться после программ количественного смягчения либо все еще росли. Стимулирующая фискальная политика привела к значительному росту государственных обязательств. Страны с формирующимися рынками либо находились на этапе смягчения денежно-кредитной политики, либо уже достаточно сильно смягчили политику для стимулирования внутреннего спроса на фоне замедления мировой экономики и снижающейся инфляции. Несмотря на снижение инфляции, инфляционные ожидания во многих странах с формирующимися рынками все еще оставались довольно волатильными. Сохранялись также высокая чувствительность обменного курса к потокам капитала и высокое значение коэффициента переноса валютного курса на инфляцию. Государственный долг у большинства стран с формирующимися рынками был низким, однако все еще высокие ставки в экономике оказывали дополнительную нагрузку на бюджет в части обслуживания долга. Таким образом, если для развитых стран основными ограничениями стали уже нулевые или даже отрицательные ставки и высокий уровень государственного долга, то для стран с формирующимися рынками - высокая стоимость обслуживания долга, падение доходов бюджета, риски оттока капитала, ослабления обменного курса и ускорения инфляции. В зависимости от чувствительности экономики к данным рискам возможности для смягчения политики среди стран с формирующимися рынками также различались.

В ответ на текущий кризис правительствам и центральным банкам как развитых стран, так и стран с формирующимися рынками необходимо было стабилизировать финансовые рынки, поддержать доверие к финансовой системе и смягчить падение внутреннего спроса. Для решения этих задач центральные банки и правительства осуществили комплекс мер денежно-кредитной, макропруденциальной и бюджетной политики. Масштаб и набор применяемых мер различались исходя из структурных особенностей экономики, уровня развития финансовых рынков и ограничений макроэкономической политики конкретной страны. В части денежно-кредитной политики в странах с формирующимися рынками произошло существенное снижение ключевых ставок, в развитых странах из-за существенно более ограниченного пространства для снижения ставок расширились или начали впервые осуществляться программы покупки активов. Как в развитых странах, так и в странах с формирующимися рынками были выданы значительные объемы кредитов финансовым институтам. Кроме того, усилилась роль центральных банков как кредиторов последней инстанции. В сфере макропруденциальной политики регуляторы ослабили требования к банкам как в целом, так и по операциям в отдельных секторах, что в том числе повысило эффективность принятых мер по денежно-кредитной политике. В части бюджетной политики правительства прежде всего запустили и продолжают осуществлять масштабные меры финансовой поддержки населения и бизнеса.