Для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств и фирм, сохранения их платежеспособности и поддержки совокупного спроса в экономике правительства осуществили комплекс мер бюджетного стимулирования. Значимость стимулирующих бюджетных мер была особенно велика в этот кризис, так как из-за локдауна смягчение денежно-кредитной политики и регуляторных мер не транслировалось в экономику с обычной скоростью.
Помощь населению главным образом осуществлялась прямыми трансфертами из бюджета. Поддержка же бизнеса в свою очередь осуществлялась как бюджетными мерами - безвозвратными перечислениями из бюджета и снижением/отсрочкой налоговых выплат, так и внебюджетными мерами - кредитованием и правительственными гарантиями по кредитам. При этом все данные меры оказывают стимулирующее воздействие на спрос в экономике.
Размер государственной поддержки в кризис существенно разнится между странами в зависимости от ограниченности возможностей денежно-кредитной политики, пространства для смягчения бюджетной политики и степени жесткости ограничений, вводимых правительством для борьбы с коронавирусом. В странах с небольшим уровнем государственного долга, низкой стоимостью его обслуживания и высокими суверенными рейтингами больше возможностей для смягчения бюджетной политики без нарушения устойчивости государственных финансов.
В развитых странах в условиях ограниченного пространства для снижения ставки, низкой стоимости обслуживания долга и жестких ограничений социальных контактов правительства запланировали широкомасштабные программы бюджетного стимулирования. Объемы стимулирования составляют в среднем около 20% ВВП. В странах с формирующимися рынками эпидемиологическая ситуация была более благоприятной, в связи с чем потребность в наращивании государственных расходов была ниже. Кроме того, несмотря на относительно низкий уровень государственного долга, высокая стоимость его обслуживания ограничивает возможности бюджетного смягчения. Для стран - экспортеров сырья падение цен на нефть, снизившее доходы бюджета, стало дополнительным ограничением для наращивания государственных расходов и снижения налогов. Таким образом, в связи с имевшимися потребностями и ограничениями бюджетное стимулирование в странах с формирующимися рынками оказалось скромнее, чем в развитых странах, составив в среднем около 5%.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей