ИНСТРУКЦИЯ О ПРАВИЛАХ ВЫПУСКА И РЕГИСТРАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 марта 1992 г. N 2
О ПРАВИЛАХ ВЫПУСКА И РЕГИСТРАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. писем Минфина РФ от 04.02.93 N 7,
от 15.11.93 N 132, от 01.08.95 N 05-01-05)
Настоящая Инструкция регулирует процедуры регистрации и выпуска в обращение ценных бумаг в соответствии с Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. N 78.
1. Государственной регистрации подлежит первичная эмиссия ценных бумаг, т.е. продажа ценных бумаг эмитентами их первым владельцам (инвесторам).
2. Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется:
при учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей;
при увеличении размеров уставного капитала (фонда) акционерного общества путем выпуска акций;
при формировании заемного капитала юридических лиц путем выпуска облигаций.
3. Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется в форме:
а) открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов - с публичным объявлением, проведением рекламной кампании и регистрацией проспекта эмиссии;
б) закрытого (частного) размещения - без публичного объявления, без проведения рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного круга инвесторов (до 100 включительно), или на сумму не более 50 млн. руб.
В случае если круг инвесторов ценных бумаг одного вида, выпущенных ранее в форме закрытого (частного) размещения, предполагается расширить сверх 100 инвесторов, либо в случае дополнительного выпуска ценных бумаг того же вида, при котором их общий объем превысит 50 млн. руб., эмитент, инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу его ценных бумаг, обязаны зарегистрировать и опубликовать проспект эмиссии в том же порядке, который предусмотрен для открытого (публичного) размещения ценных бумаг.
В момент учреждения акционерного общества первичная эмиссия акций осуществляется только в форме закрытого (частного) размещения.
4. Процедура первичной эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:
а) в случае публичного (открытого) размещения ценных бумаг:
принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
подготовка и утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг эмитентом в соответствии с перечнем данных и сведений, предусмотренных Приложением 1;
регистрация ценных бумаг на основании представленных нотариально заверенных копий учредительных документов и проспекта эмиссии;
издание проспекта эмиссии и публикации сообщения в средствах массовой информации о подписке на ценные бумаги (сообщение в печати о начале публичного размещения ценных бумаг и распространение проспекта эмиссии до регистрации ценных бумаг запрещается);
б) в случае закрытого (частного) размещения ценных бумаг:
принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
регистрация ценных бумаг на основании представленных нотариально заверенных копий учредительных документов и информации, представляемой в виде решения соответствующего органа управления эмитента о выпуске ценных бумаг с указанием условий выпуска и конкретного направления средств, мобилизуемых в результате эмиссии, перечня инвесторов с указанием количества приобретаемых ценных бумаг и отражением того факта, что инвесторы знакомы с условиями обращения ценных бумаг и целями инвестирования;
В случае учреждения акционерного общества процедура выпуска и размещения акций между учредителями регулируется Положением об акционерных обществах в РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601. Регистрация ценных бумаг в этом случае осуществляется на основании представляемых нотариально заверенных копий учредительных документов.
5. Регистрация ценных бумаг производится:
а) в Министерстве финансов Российской Федерации:
в случае, если объем выпуска эмитентом ценных бумаг одного вида (по номиналу) равен или превышает 50 млрд. рублей, а также при последующих выпусках, при которых общая сумма всех ранее выпущенных эмитентом ценных бумаг одного вида (по номиналу) станет равной или превысит 50 млрд. рублей;
в случае эмиссии ценных бумаг независимо от суммы эмиссии органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов и районов; страховыми организациями, иностранными эмитентами (т.е. иностранными юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством страны своего местонахождения и иностранными государствами).
(пп. "а" в ред. письма Минфина РФ от 15.11.93 N 132)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в министерствах финансов республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, городскими (городов Москвы и Санкт - Петербурга) финансовыми отделами по месту нахождения (юридическому адресу) эмитента:
в случае, если объем выпуска эмитентом ценных бумаг одного вида (по номиналу) составляет менее 50 млрд. рублей, а также при последующих выпусках, при которых общая сумма выпущенных эмитентом ценных бумаг одного вида (по номиналу) составляет менее 50 млрд. рублей;
в случае регистрации ценных бумаг, выпускаемых в порядке учреждения акционерного общества независимо от суммы эмиссии;
(пп. "б" в ред. письма Минфина РФ от 15.11.93 N 132)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) в Центральном банке Российской Федерации:
в случае эмиссии ценных бумаг банками и иными кредитными учреждениями независимо от суммы эмиссии.
Органы, осуществляющие регистрацию (далее - регистрирующие органы), сообщают Министерству финансов Российской Федерации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг один раз в полугодие.
6. Решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента, который имеет на то полномочия согласно действующему законодательству и уставу. Этим же решением должен быть утвержден проспект (или информация о выпуске ценных бумаг). Определены порядок и сроки осуществления мероприятий, связанных с выпуском.
7. Нотариально заверенные копии учредительных документов и проспект эмиссии (информация) о выпуске ценных бумаг представляются вместе с заявлением на проведение регистрации в соответствующие регистрирующие органы. Документы рассматриваются в срок, не превышающий 45 дней.
Заявление эмитента на проведение регистрации ценных бумаг составляется в произвольной форме и подписывается должностными лицами, подписавшими проспект эмиссии (информацию).
Регистрирующие органы не должны принимать к рассмотрению документы на регистрацию ценных бумаг без копии платежного поручения об уплате налога на операции с ценными бумагами.
При повторном представлении документов на регистрацию ценных бумаг налог на операции с ценными бумагами взимается повторно.
Эмиссия акций при учреждении акционерного общества налогом на операции с ценными бумагами не облагается.
Абзац утратил силу. - Письмо Минфина РФ от 01.08.95 N 05-01-05.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Основаниями для отказа в регистрации ценных бумаг могут быть:
а) наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий выпуска ценных бумаг действующему законодательству (прежде всего выпуск ценных бумаг для покрытия убытков эмитента);
б) неполнота или несоответствие сведений, содержащихся в проспекте эмиссии (информации), требованиям настоящей Инструкции.
Иные основания для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг не допускаются.
9. Отказ в регистрации выпуска ценных бумаг доводится регистрирующими органами до эмитента в письменной форме. Если эмитент считает запрет на выпуск ценных бумаг необоснованным, он может оспорить это решение в Министерстве финансов Российской Федерации, а также в судебном порядке. Процесс выпуска ценных бумаг приостанавливается до вынесения решения Министерством финансов Российской Федерации либо судебным органом.
10. Должностные лица эмитента, подписавшие эмиссионный проспект (информацию), несут установленную законом ответственность за достоверность данных, содержащихся в нем, а также за соблюдение правил выпуска ценных бумаг.
11. Регистрирующие органы отвечают за полноту сведений, представленных в эмиссионном проспекте (информации), а также осуществляют контроль за соблюдением правил выпуска ценных бумаг, установленных законодательством.
Регистрирующий орган не несет ответственности за достоверность сведений, представленных в эмиссионном проспекте (информации).
До принятия закона Российской Федерации, регулирующего деятельность аудиторских служб, исходя из интересов инвесторов регистрирующий орган в отдельных случаях (по решению руководителя) вправе проводить проверки представляемой эмитентом информации по существу.
12. При рассмотрении по существу представленных документов работники регистрирующих органов должны проанализировать:
полноту представленных в проспекте эмиссии (информации) сведений;
наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий выпуска ценных бумаг действующему законодательству;
соответствие текстовой части проспекта эмиссии и данных учредительных документов, балансов и отчетов.
13. При отсутствии претензий к представленным документам эмитенту должно быть выдано письмо, подтверждающее акт государственной регистрации ценных бумаг, с указанием даты и кода государственной регистрации.
Код государственной регистрации строится следующим образом:
первая позиция указывает на номер кода территории по административно - территориальному делению Российской Федерации;
вторая позиция указывает на вид ценных бумаг: 1 - акции акционерных обществ, 2 - облигации, 3 - облигации органов государственной власти и управления;
третья позиция указывает на номер регистрации по порядку для данного вида ценных бумаг.
Наряду с указанным письмом эмитент получает на руки один экземпляр прошнурованного и скрепленного печатью регистрирующего органа проспекта эмиссии (информации) со штампом "ЗАРЕГИСТРИРОВАНО".
В случае учреждения акционерного общества печать регистрирующего органа и штамп "ЗАРЕГИСТРИРОВАНО" ставятся на экземпляр Устава общества.
14. При наличии претензий к содержанию и оформлению представленные документы возвращаются эмитенту на доработку с указанием конкретных недостатков и неточностей в письменной форме.
15. После регистрации ценных бумаг эмитент публикует проспекты в количестве, достаточном для информирования всех потенциальных покупателей ценных бумаг данного выпуска.
В случае публичного размещения ценных бумаг эмитент одновременно публикует сообщение о выпуске в средствах массовой информации с обязательным указанием:
статуса, полного наименования и юридического адреса эмитента;
вида выпускаемых ценных бумаг и объема выпуска;
круга потенциальных инвесторов;
сроков начала распространения ценных бумаг;
места или мест, где потенциальные инвесторы могут приобрести ценные бумаги данного выпуска и ознакомиться с содержанием проспекта эмиссии.
Эмитент может включать в сообщение и иную необходимую информацию.
Эмитент должен обеспечивать полную и равную информированность всех потенциальных покупателей ценных бумаг данного выпуска.
16. Ежеквартально эмитент составляет отчет об итогах выпуска ценных бумаг. Годовые итоги эмиссии ценных бумаг публикуются вместе с очередным годовым отчетом.
Форма отчетности о результатах эмиссии ценных бумаг устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Должностные лица эмитента, подписавшие отчет о результатах эмиссии ценных бумаг, несут установленную законом ответственность за достоверность данных, содержащихся в нем.
17. Регистрирующие органы обязаны обеспечить контроль за ходом эмиссии зарегистрированных ценных бумаг с целью недопущения нарушений действующего законодательства об обращении ценных бумаг и настоящей Инструкции.
18. Регистрирующие органы принимают жалобы и протесты покупателей ценных бумаг, участников процесса выпуска на нарушение эмитентом действующего законодательства или порядка выпуска, установленного настоящей Инструкцией.
19. Регистрирующий орган вправе остановить процесс выпуска ценных бумаг эмитентом или объявить выпуск несостоявшимся (т.е. аннулировать его государственную регистрацию) в случае, если выпуск осуществлен с нарушением действующего законодательства, а также в случае нарушения порядка выпуска, установленного данной Инструкцией.
В случае приостановки выпуска ценных бумаг эмитент обязан устранить нарушения, ставшие причиной такой приостановки, после чего выпуск может быть продолжен по специальному письменному разрешению регистрирующего органа.
20. Регистрирующие органы могут признать выпуск несостоявшимся (т.е. аннулировать его государственную регистрацию) по следующим основаниям:
а) если информация, полученная ими самостоятельно, а также от третьих лиц и подтвержденная проверкой, указывает на недостоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах;
б) в случае отказа в выполнении требований регистрирующих органов по устранению нарушений действующего законодательства и требований настоящей Инструкции в процессе осуществления выпуска ценных бумаг.
Сообщение о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся (т.е. аннулирование его государственной регистрации) доводится до эмитента в письменной форме, а также публикуется в средствах массовой информации (в случае публичного размещения ценных бумаг).
Эмитент имеет право обжаловать действия регистрирующего органа в судебном порядке.
21. Признание выпуска несостоявшимся (аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг) влечет за собой применение санкций, предусмотренных пунктом 8 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. N 78.
В этом случае регистрирующие органы изымают у эмитента нереализованные ценные бумаги. Взыскивают в бесспорном порядке средства, мобилизованные путем продажи ценных бумаг, с зачислением их на специальные счета, открываемые в уполномоченных на то банках. Возврат средств инвесторам осуществляется по заявлению и предъявлению ценных бумаг (либо иных документов, выдававшихся в ходе подписки эмитентом) в срок, не превышающий 45 дней с даты подачи заявления. Заявления инвесторов о возврате средств принимаются регистрирующими органами в пределах сроков исковой давности, установленных нормами гражданского законодательства. По истечении сроков исковой давности возврат средств не производится.
Изъятые у эмитента и полученные от инвесторов ценные бумаги уничтожаются с составлением соответствующего акта за подписью руководителя регистрирующего органа.
22. Регистрирующие органы обеспечивают контроль за публикациями в средствах массовой информации с точки зрения недопущения рекламы выпусков ценных бумаг до их государственной регистрации.
23. Учет выпущенных ценных бумаг ведется регистрирующими органами в специальных реестрах раздельно по видам ценных бумаг по установленной форме (Приложение 2).
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет ведение Единого государственного реестра ценных бумаг Российской Федерации. Один раз в полугодие копии регистрационных реестров ценных бумаг представляются регистрирующими органами в Министерство финансов Российской Федерации для включения в Единый государственный реестр ценных бумаг Российской Федерации не позднее соответственно 1 августа и 1 февраля.
Министерство финансов Российской Федерации публикует в периодической печати сведения о выпуске ценных бумаг в Российской Федерации раз в полугодие.
Министра финансов
Российской Федерации
С.В.ГОРБАЧЕВ
государственных ценных
бумаг и финансового рынка
Б.И.ЗЛАТКИС
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей