Станкоинструментальная промышленность является базовой фондообразующей отраслью, обеспечивает оснащение средствами производства широкого спектра предприятий, выпускающих машиностроительную продукцию как гражданского, так и специального назначения. Уровень технологического и социально-экономического развития станкоинструментальной промышленности во многом характеризует уровень развития машиностроения в стране в целом. Развитие внутреннего производства станкоинструментальной продукции является приоритетной задачей государства для обеспечения технологической безопасности.
В начале 1990-х годов станкоинструментальная отрасль России стремительно потеряла завоеванные мировые позиции. В указанный период многие предприятия практически полностью остановили производство, а также разработку новых моделей оборудования.
Отсутствие развитой научно-инновационной инфраструктуры отрасли и производства критически важных комплектующих для создания серийного производства станков и инструментов не позволяют в полной мере обеспечить воспроизводство станочного оборудования, инструментальной и вспомогательной оснастки для удовлетворения потребностей машиностроительного комплекса страны в высокотехнологичном оборудовании.
Российские производители уступают ведущим зарубежным производителям по отдельным параметрам конкурентоспособности продукции, в том числе по причинам отсутствия новых производственных технологий, дефицита высококвалифицированных кадров, отсутствия отдельных видов компетенций и ресурсов для реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и масштабирования результатов инновационной деятельности.
При этом растет спрос со стороны отечественной промышленности на высокотехнологичное современное оборудование, что обусловлено стремительной сменой технологического уклада и глобальной сменой индустриальной парадигмы в сторону комплексной автоматизации и цифровизации производства.
Наличие комплекса системных проблем на каждом из этапов создания высокотехнологичной продукции (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, реализации, постпродажного обслуживания) ставит под угрозу возможность сохранения и развития станкоинструментальной промышленности в России.
Реализация точечных механизмов государственного регулирования не позволяет достичь результатов, необходимых для поступательного развития отрасли. Учитывая вышеизложенное, усилия должны быть сосредоточены на формировании и развитии внутренних компетенций в научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, развитии производства ключевых комплектующих, стимулировании роста спроса на российскую станкоинструментальную продукцию.
Для повышения конкурентоспособности и восстановления утраченных позиций российской станкоинструментальной промышленности на внутреннем рынке, а также для последующего формирования и наращивания экспортного потенциала разработана Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года (далее - Стратегия).
Стратегия обеспечивает реализацию следующих документов стратегического планирования:
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 21.10.2024 N 2963-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р.
Стратегия как документ отраслевого планирования включает цели, задачи, приоритеты и способы их достижения. В рамках формирования Стратегии учтены отраслевые, технологические и экономические аспекты развития отрасли.
Стратегия разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
Значительное внимание в рамках реализации Стратегии должно быть уделено состоянию производства компонентной базы для металлообрабатывающего оборудования. В условиях перехода на модульный принцип проектирования станкостроения и повышения требований к производительности труда уровень конкурентоспособности конечной продукции во многом определяется конкурентоспособностью используемых комплектующих.
В целях минимизации негативного влияния внешних и внутренних факторов на развитие станкоинструментальной промышленности в России предложены механизмы хеджирования рисков.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей