<Письмо> Банка России от 29.10.2020 N 12-4-4/4651 "О применении Методических рекомендаций N 13-МР"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
от 29 октября 2020 г. N 12-4-4/4651
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел обращение и с учетом мнения Федеральной службы по финансовому мониторингу сообщает следующее.
1.1, 4.1 - 4.4. При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов кредитные организации обязаны получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной кредитной организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ <1> (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ <2>).
--------------------------------
<1> Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
<2> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Таким образом, объем сведений, получаемых при реализации программы идентификации клиента, позволяет как на этапе приема на обслуживание, так и в процессе обслуживания клиента выявлять юридических лиц, планирующих осуществлять лизинговую или факторинговую деятельность.
Правовое регулирование лизинга помимо параграфа 6 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) осуществляется Федеральным законом N 164-ФЗ <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 164-ФЗ лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
При этом пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 164-ФЗ определено, что лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Представляется целесообразным кредитным организациям проводить анализ относительно фактической деятельности лизинговых компаний на предмет выявления осуществления ими функций лизингодателя, в части получения лизинговых платежей или иных платежей по договорам лизинга, наличие у кредитной организации информации о заключенных договорах лизинга. В качестве дополнительного источника информации может также использоваться информация о наличии договоров лизинга в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности и т.п.
Поскольку правовое регулирование лизинга определено Федеральным законом N 164-ФЗ, регламентирующим именно финансовую аренду (лизинг), то при отнесении организаций к лизинговым компаниям возможно руководствоваться кодами ОКВЭД <4> группы 64.91 (с соответствующими подкодами 64.91.1 и 64.91.2) - "Деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу)" раздела К "Деятельность финансовая и страховая". Эта группа включает деятельность компаний, оказывающих услуги по предоставлению имущества в лизинг (сублизинг) в качестве лизингодателя (сублизингодателя). При этом группа 77 ОКВЭД не относится к финансовому лизингу.
--------------------------------
<4> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Деятельность по оказанию услуг по факторингу регулируется нормами главы 43 ГК РФ. При отнесении организации к факторинговой компании следует руководствоваться кодом ОКВЭД 64.99.5 (Предоставление факторинговых услуг).
Исходя из требований пункта 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и пункта 2 Положения о постановке на учет <5> лизинговые и факторинговые компании подлежат постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.
--------------------------------
<5> Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58.
В соответствии с пунктом 3 указанного положения постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ <6> или ЕГРИП <7>, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
--------------------------------
<6> Единый государственный реестр юридических лиц.
<7> Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
1.2, 3.1. Решение о реализации права на отказ от заключения договора банковского счета (вклада), выполнения распоряжения клиента о совершении операции кредитная организация принимает самостоятельно в каждом конкретном случае, ориентируясь на внутренние документы, в том числе на собственные правила внутреннего контроля, с учетом всей имеющейся в ее распоряжении информации и документов, специфики деятельности, уровня риска, связанных с клиентами и их операциями.
Принятие кредитной организацией на обслуживание и обслуживание лизинговой и/или факторинговой компании, не состоящей на учете в Росфинмониторинге, несет риск вовлечения кредитной организации в осуществление операций своего клиента в целях ОД/ФТ. В целях минимизации такого риска кредитная организация вправе отказать в обслуживании клиенту по основаниям, предусмотренным пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
При принятии кредитной организацией решения об отказе лизинговой и/или факторинговой компании от заключения договора банковского счета (вклада), выполнения распоряжения о совершении операции, в отношении которой был установлен факт отсутствия постановки на учет в Росфинмониторинге, обоснованием такого отказа могут служить подозрения на уклонение компанией от выполнения требований законодательства Российской Федерации и, как следствие, возможное использование услуг кредитной организации в целях ОД/ФТ.
2.1, 2.2. Как было отмечено выше, постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Для постановки на учет организация представляет в территориальный орган карту постановки на учет по форме, утвержденной Росфинмониторингом; на копии карты территориальным органом ставится соответствующая отметка о ее принятии с указанием даты принятия (пункты 4 и 5 Положения о постановке на учет).
В целях установления факта исполнения лизинговой и (или) факторинговой компанией требований о постановке на учет в Росфинмонторинге полагаем целесообразным запрашивать у таких компаний копию вышеуказанной карты. При этом кредитной организации следует принимать во внимание срок принятия Росфинмониторингом решения о постановке на учет, а также возможный отказ от такой постановки (пункты 7 и 8 Положения о постановке на учет).
При отсутствии у компании данной карты, либо компания отказывается представлять ее в кредитную организацию, рекомендуем кредитной организации руководствоваться положениями Методических рекомендаций N 13-МР <8>.
--------------------------------
<8> Методические рекомендации Банка России от 19.08.2020 N 13-МР "О повышении внимания кредитных организаций при приеме на обслуживание и обслуживании лизинговых компаний и факторинговых компаний".
5. Получение сведений о состоящих на учете в Росфинмониторинге организациях и индивидуальных предпринимателях возможно через официальный сайт Росфинмониторинга посредством указания в строке поиска ИНН субъекта.
Росфинмониторинг готов разместить соответствующую ссылку в Личных кабинетах кредитных организаций, а также проработать вопрос об упрощении доступа кредитных организаций к указанным сведениям.
6. Для реализации Методических рекомендаций N 13-МР внесение дополнительных изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ не требуется.
Е.В.ШАКИНА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей