Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N АКПИ20-548 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 652,
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 652 (далее - Постановление N 652), опубликованным 12 мая 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 мая 2020 г. в издании Собрание законодательства Российской Федерации, N 20, утверждены изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474 "Об утверждении Правил осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал" (далее - Изменения).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Изменений в Правилах осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474, пункты 1 и 2 изложены в редакции, согласно которой Правила устанавливают порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г. (далее - ежемесячная выплата), и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет (далее - единовременная выплата) (пункт 1). Ежемесячная выплата в размере 5000 рублей осуществляется в апреле - июне 2020 г. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г., а также гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г., на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 3 Изменений Правила дополнены пунктом 3(1) следующего содержания: единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июня 2020 г. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.
П., имеющий дочь, достигшую возраста 16 лет в ноябре 2019 г. и являющуюся учащейся 10 класса, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими приведенные предписания Изменений в той мере, в какой они ограничивают право на единовременную выплату семьям с детьми в возрасте до 18 лет, как противоречащие статье 1 Конвенции о правах ребенка, статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, в силу которых ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), и нарушающие право его несовершеннолетней дочери на дополнительную государственную поддержку.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленное требование. Его представители С. и В., на которых он указал в своих заявлениях, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В связи с занятостью его представителей в других процессах П. просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) (поручение от 25 августа 2020 г. N ТГ-П12-9822).
В письменных возражениях на административный иск Правительство Российской Федерации указало, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы, прав административного истца не нарушает.
Представитель Правительства Российской Федерации Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Назаровой А.М., объяснения административного истца П., представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39). Президент Российской Федерации как глава государства и гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина обеспечивает в установленном ею порядке согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 80, части 1 и 2 статьи 90). В соответствии с полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, меры социальной защиты могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации.
В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-19", Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. был издан Указ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ N 249).
Пунктом 1.1 Указа N 249 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 317) предусмотрено осуществление начиная с 1 июня 2020 г. единовременной выплаты в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.).
Пунктом 3 названного указа Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией Указа N 249, в том числе расходов на доставку ежемесячных выплат и единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат.
Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Во исполнение требований Указа N 249 Правительство Российской Федерации постановлением от 9 апреля 2020 г. N 474, действующим в редакции от 25 июня 2020 г., утвердило Правила, первоначальный текст которых 10 апреля 2020 г. был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, и 20 апреля 2020 г. в издании Собрание законодательства Российской Федерации, N 16.
В связи с внесением Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 317 изменений в Указ N 249, Правила оспариваемым в части Постановлением N 652 были дополнены пунктом 3(1), в соответствии с которым единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июня 2020 г. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.
Таким образом, Изменения внесены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, утверждены в форме, в которой Правительство Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, с соблюдением порядка введения его в действие.
В оспариваемой части Изменения полностью соответствуют содержанию пункта 1.1 Указа N 249, в соответствии с которым с 1 июня 2020 г. вводится единовременная выплата в размере 10 000 рублей на ребенка с 3 лет до наступления 16-летнего возраста. Иных оснований для признания за гражданами Российской Федерации права на вышеуказанную единовременную выплату Постановление N 652 не устанавливает.
Вопреки доводам административного истца, основанным на неправильном толковании норм материального права, оспариваемые предписания не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления П. о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 652, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей