Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

XI. Требования к условиям микроклимата, обеспечивающим сохранность музейных предметов

XI. Требования к условиям микроклимата, обеспечивающим

сохранность музейных предметов

11.1. Требования к условиям микроклимата включают в себя требования к следующим параметрам:

- температуре воздуха (T);

- относительной влажности воздуха (RH);

- загрязнениям воздуха;

- уровням освещения.

11.2. При принятии хранителем решения о требованиях к условиям окружающей среды для долгосрочного сохранения коллекций, необходимо принимать во внимание:

тип, значение, использование и состояние коллекции;

тип здания, в котором находится коллекция, и роль здания в обеспечении стабильной окружающей среды и защите от вредителей и загрязняющих веществ;

региональные и местные климатические условия;

техническую возможность внедрения необходимого оборудования поддержания конкретной среды с учетом местного климата;

наличие у музея и организации финансовых ресурсов, достаточных для покрытия эксплуатационных расходов;

рациональность использования энергии.

11.3. В замкнутых пространствах, таких как экспозиционный зал, хранение, или витрина, изменения температуры (T) и относительной влажности воздухам (RH) взаимозависимы. Увеличение температуры приведет к снижению относительной влажности, и наоборот. Колебания температуры и влажности наносят большой ущерб коллекциям. Температура и относительная влажность не должны выходить за диапазон значений, при которых могут произойти физические или химические повреждения предметов коллекции. Температура и относительная влажность не должны изменяться со скоростью, которая может привести к недопустимому физическому повреждению музейных предметов.

11.4. Учитывая, что температура (T), относительная влажность (RH) и их изменения влияют на все типы старения и разрушения музейных материалов: физический, химический и биологический, а степень и механизмы этой зависимости отличаются для различных материалов в коллекциях, не допускается установление единого универсального диапазона температуры и относительной влажности для всех типов коллекций.

Учитывая взаимосвязанное влияние T и RH на продолжительность жизни музейных предметов, диапазон T должен определяться вместе с диапазоном RH. Как правило, при проектировании систем кондиционирования воздуха регулирование климата осуществляется по температуре как к главному параметру и RH как к дополнительному.

При выборе уровней относительной влажности и температуры необходимо учитывать историю условий хранения предметов искусства.

Рекомендуемая классификация предметов искусства в зависимости от их чувствительности к относительной влажности воздуха (RH), а также рекомендуемые и допустимые параметры микроклимата в музейных комплексах для смешанных коллекций с преобладаний органических материалов приведены в Приложениях N 4 - 5 к Единым правилам соответственно.

11.5. Для органических материалов, которые естественным образом акклиматизировались к средней RH, близкой к 50%, допускается изменение относительной влажности в течение суток на +/- 5%.

Для объектов, содержащих гигроскопические материалы (картины на холстах, ткани, этнографические объекты) необходимо обеспечивать устойчивую RH в диапазоне 40 - 60%, и стабильную Т в диапазоне +16 °C - +25 °C.

Не допускаются суточные колебания влажности +/- 20% для предметов, состоящих из различных материалов, и суточные колебания влажности +/- 40% - для органических предметов.

Музейные предметы из более чувствительных материалов (свитки, живопись на тканях и деревянных основах; папирус и пергамент, фотографические материалы) требуют устойчивых показателей микроклимата.

11.6. Мониторинг температуры и влажности следует проводить регулярно. При отсутствии автоматической системы мониторинга и регистрации данных на электронных носителях, дата, время и место проведения измерений должны быть задокументированы в журнале. В журнале необходимо фиксировать показатели температуры внутри помещения, показатели относительной влажности внутри помещения, показатели температуры наружной, показатели относительной влажности наружной, примечания (при наличии), подпись й фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, производившего измерения. Количество и распределение точек мониторинга зависит от здания и системы регулирования микроклимата. Оборудование должно позволять достоверно измерять и накапливать информацию об этих параметрах.

11.7. В музейных помещениях необходимо контролировать состав и концентрацию атмосферных загрязнений (например, озон, оксиды азота, диоксид серы, органические соединения и аэрозоли). Следует учитывать, что на количество и состав загрязнителей в музейных помещениях оказывают влияние:

внешние и внутренние загрязнители;

поток посетителей и деятельность внутри здания;

расположение забора наружного воздуха;

расположение и тип вентиляционных отверстий в пространстве размещения коллекций;

соотношение количества наружного воздуха к рециркуляционному;

эффективность фильтров и своевременность их замены;

качество обслуживания систем СКВ;

уборка и обслуживание прилегающей территории.

11.8. При хранении музейных предметов необходимо учитывать, что:

взаимодействию с загрязняющими веществами способствуют высокие уровни относительной влажности и температуры в помещениях;

изделия из известняка и керамики не портятся при высокой концентрации загрязнений при относительной влажности ниже 30%;

металлы могут корродировать при низкой относительной влажности (в присутствии сульфидных газов серебро тускнеет при относительной влажности менее 30%).

11.9. В закрытых помещениях, в которых размещены чувствительные и химически неустойчивые музейные предметы, должны контролироваться концентрации аэрозольных и газообразных загрязнителей.

Для контроля количества аэрозольных примесей следует использовать счетчики частиц. Для анализа газовых загрязнений нужно проводить лабораторные исследования.

11.10. Примеры основных загрязнителей воздуха в музеях и примеры взаимодействия предметов искусства с загрязнителями на открытой экспозиции и в закрытых витринах, приведены в Приложениях N 6 - 6.1 к Единым правилам.

11.11. При обнаружении в хранилищах с искусственным микроклиматом превышения предельно допустимых концентраций вредных примесей необходимо произвести замену фильтров в системах очистки подаваемого внутрь воздуха. Для очистки воздуха от вредных примесей в хранилищах с нерегулируемым климатом следует использовать воздухоочистители, основанные на адсорбции загрязняющих веществ. При установке воздухоочистителя необходимо учесть, на какой объем воздуха рассчитан данный прибор и соотнести эти показатели с объемом помещения.

11.12. Помещения хранилищ регулярно очищают от пыли с помощью пылесоса или протирают полы. Все оборудование, окна, подоконники и другие поверхности должны регулярно очищаться от пыли.

При входах в помещения хранения должны быть установлены специальные решетки и щетки для очистки обуви от грязи.

Полки на стеллажах и шкафах рекомендуется протирать сухой намагниченной тканью, притягивающей пыль.

11.13. В целях смягчения последствий воздействия света на музейные предметы необходимо уменьшать его интенсивность либо продолжительность его воздействия при их хранении.

Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на предметы искусства, чувствительные к свету. Следует учитывать, что излучения как естественного, так и искусственных источников света по своей природе кроме видимого света имеют ультрафиолетовые (УФ) и инфракрасные (ИК) составляющие.

Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы.

11.14. Рекомендуемые уровни энергетической освещенности (облученности ультрафиолетовым излучением) и рекомендуемые уровни освещения для светочувствительных материалов с учетом времени экспонирования, приведены в Приложениях N 7 - 8 к Единым правилам соответственно.

11.15. Для оценки воздействия света необходимо проводить измерения освещенности, уровней UV и фиксировать любые визуальные изменения предмета. Наблюдать за состоянием предметов необходимо, используя фотофиксацию или исследования изменений цвета с помощью инструментальных методов.

11.16. Для защиты музейных предметов от действия естественного света все окна помещений хранения и экспозиции должны быть снабжены шторами и специальными пленками, отражающими ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Рекомендуется иметь два ряда штор: внешние из плотных тканей и внутренние из тонкой светлой ткани. Все шторы в экспозиционных залах должны быть опущены в часы, когда экспозиция закрыта.

11.17. Светильники со светодиодами, используемые для освещения музеев, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 58815-2020 "Светильники со светодиодами для музейного освещения. Общие технические условия" <14>.

--------------------------------

<14> Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.02.2020; N 73-ст, Стандартинформ, 2020.