IV. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ

И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

СОГЛАСНО ПЕРЕЧНЮ СПЕЦИАЛИСТОВ АВИАЦИОННОГО

ПЕРСОНАЛА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

201. В области подготовки специалистов авиационного персонала ЭА реализуются основные программы профессионального обучения, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, дополнительные профессиональные программы.

202. Требования к содержанию, структуре, объему, условиям реализации, результатам освоения программ среднего профессионального образования и образовательных программ высшего образования устанавливаются государственными образовательными стандартами.

203. Содержание, структура, объем, условия реализации, результаты освоения дополнительных профессиональных программ обучения (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) специалистов авиационного персонала ЭА должны соответствовать требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный номер 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный номер 31014) и требованиям настоящих Правил.

204. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается АУЦ ЭА или организацией ЭА.

205. Формы обучения авиационного персонала ЭА и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются в дополнительной профессиональной программе.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

206. Программы подготовки летчиков (штурманов)-испытателей и бортовых инженеров (техников, механиков)-испытателей должны быть направлены на приобретение знаний, навыков и компетенций, необходимых для проведения летных испытаний (далее - ЛИ):

а) в организациях - разработчиках авиационной техники и научно-исследовательских (испытательных) организациях авиационной промышленности (программа "А");

б) в организациях - изготовителях авиационной техники (программа "Б");

в) на авиаремонтных предприятиях (организациях) авиационной промышленности и организациях ЭА, проводящих ЛИ (исследования) бортового и другого оборудования (программа "В").

Программа "А" направлена на приобретение знаний, навыков и компетенций, необходимых для проведения:

ЛИ и исследований на опытных ВС;

предварительных ЛИ;

государственных, сертификационных, квалификационных, специальных, типовых, предъявительских, приемосдаточных, периодических, типовых ЛИ;

опережающих ЛИ, исследований и испытаний силовых установок, бортовых и наземных систем, специального оборудования на ВС - летающих лабораториях;

облетов авиационной техники (далее - АТ) после ремонта на авиаремонтных заводах (далее - АРЗ);

облетов наземных систем.

Программа "Б" направлена на приобретение знаний, навыков и компетенций, необходимых для проведения:

предъявительских, приемосдаточных, периодических, квалификационных, типовых ЛИ;

опережающих ЛИ, исследований и испытаний, бортовых и наземных систем, специального оборудования на ВС - летающих лабораториях;

облетов АТ после ремонта на АРЗ;

облетов наземных систем.

Программа "В" направлена на приобретение знаний, навыков и компетенций, необходимых для проведения:

облетов АТ после ремонта на АРЗ;

облетов наземных систем;

летных испытаний ВС взлетной массой менее 495 кг;

предварительных ЛИ, ЛИ и исследований наземных систем на ВС - летающих лабораториях.

Программы подготовки летчиков (штурманов)-испытателей, бортовых инженеров (техников, механиков)-испытателей должны включать следующие разделы:

"Теоретическая подготовка";

"Тренажерная подготовка";

"Летная подготовка".

207. Программа "В" подготовки летчиков (штурманов)-испытателей, бортовых инженеров (техников, механиков)-испытателей для проведения летных испытаний должна включать:

- не менее 250 часов теоретических и практических занятий;

- не менее 10 часов тренажерной подготовки;

- не менее 20 часов летной подготовки на 1 - 2 типах ВС.

Раздел программы "В" "Теоретическая подготовка" должен включать теоретические и практические занятия по следующим дисциплинам:

- воздушное законодательство Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам организации, обеспечения и проведения летных испытаний ВС и их систем;

- аэродинамика, динамика полета и прочность ВС;

- методика летных испытаний ВС после ремонта;

- силовые установки ВС;

- воздушная навигация и применение авиационных средств поражения;

- навигационные системы и комплексы;

- методика летных испытаний радиоэлектронного и специального оборудования;

- системы бортовых измерений, обработки и методы анализа полетной информации;

- документы аэронавигационной информации;

- авиационная психология и методы управления резервами экипажа;

- безопасность полетов и предотвращение авиационных происшествий;

- меры безопасности при проведении летных испытаний;

- средства жизнеобеспечения и спасания, правила вынужденного покидания ВС и выживания после приземления;

- разработка программы летных испытаний, полетные задания, летные оценки, отчеты и акты по результатам испытаний;

- авиационная метеорология;

- средства связи и радиотехнического обеспечения полетов.

Раздел программы "В" "Тренажерная подготовка" должен включать:

- тренировку по проведению программ облета ВС после ремонта;

- тренировку по выполнению полетов на крайних режимах и выводу ВС из сложного пространственного положения;

- отработку действий при отказах авиационной техники.

Раздел программы "В" "Летная подготовка" должен включать:

- полеты по программам облета ВС после ремонта;

- полеты на крайних режимах и вывод ВС из сложного пространственного положения;

- полеты с имитацией отказов авиационной техники;

- полеты для облета наземных радионавигационных средств.

В процессе прохождения летной подготовки обучаемые должны представить не менее двух отчетов в письменном виде по результатам испытательных полетов.

208. Подготовка летчиков (штурманов)-испытателей и бортовых инженеров (техников, механиков)-испытателей для проведения летных испытаний по программе "Б" проводится после завершения ими программы "В".

Подготовка летчиков (штурманов)-испытателей и бортовых инженеров (техников, механиков)-испытателей проводится по дополнительной программе.

Дополнительная программа должна включать:

- не менее 250 часов теоретических и практических занятий;

- не менее 30 часов тренажерной подготовки:

- не менее 30 часов летной подготовки на 2 - 3 типах ВС.

Раздел программы "Б" "Теоретическая подготовка" должен включать теоретические и практические занятия по следующим дисциплинам:

- аэродинамика, динамика полета и прочность ВС;

- методики проведения предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых и квалификационных летных испытаний ВС;

- методика летных испытаний и исследований авиационных систем на ВС - летающих лабораториях (далее - ВС ЛЛ);

- воздушная навигация и применение авиационных средств поражения;

- пилотажно-навигационные, прицельно-навигационные комплексы;

- методика летных испытаний бортового радиоэлектронного оборудования и авиационных средств поражения;

- разработка программ летных испытаний, полетные задания, летные оценки, отчеты и акты по результатам испытаний;

- системы бортовых измерений, обработки и методы анализа полетной информации.

Раздел программы "Б" "Тренажерная подготовка" должен включать:

- тренировки по проведению программ предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых и квалификационных летных испытаний ВС;

- тренировку по выполнению полетов на крайних режимах и выводу ВС из сложного пространственного положения;

- отработку действий при отказах авиационной техники.

Раздел программы "Б" "Летная подготовка" должен включать:

- полеты по программам предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых и квалификационных ЛИ ВС;

- полеты на крайних режимах и вывод ВС из сложного пространственного положения;

- полеты с имитацией отказов авиационной техники.

В процессе прохождения летной подготовки обучаемые должны представить не менее трех отчетов в письменном виде по результатам испытательных полетов.

209. Подготовка летчиков (штурманов)-испытателей и бортовых инженеров (техников, механиков)-испытателей для проведения летных испытаний по программе "А" проводится после завершения ими последовательно программ "В" и "Б".

Подготовка летчиков (штурманов)-испытателей и бортовых инженеров (техников, механиков)-испытателей проводится по дополнительной программе.

Дополнительная программа должна включать:

- не менее 250 часов теоретических и практических занятий;

- не менее 50 часов тренажерной подготовки;

- не менее 50 часов летной подготовки на 2 - 3 типах ВС.

Раздел программы "А" "Теоретическая подготовка" должен включать теоретические и практические занятия по следующим дисциплинам:

- аэродинамика, динамика полета и прочность ВС;

- сертификация ВС;

- методики проведения предварительных, государственных и сертификационных ЛИ ВС;

- теория силовых установок ВС;

- методика летных испытаний силовых установок ВС;

- методика ЛИ и исследований авиационных систем на ВС ЛЛ;

- воздушная навигация и применение авиационных средств поражения;

- пилотажно-навигационные, прицельно-навигационные комплексы;

- методика ЛИ пилотажно-навигационного оборудования и методика летных испытаний авиационных средств поражения;

- разработка программ ЛИ, полетные задания, летные оценки, отчеты и акты по результатам испытаний;

- системы бортовых измерений, обработки и методы анализа полетной информации;

- основы авиационной эргономики.

Раздел программы "А" "Тренажерная подготовка" должен включать:

- отработку методики проведения предварительных, государственных и сертификационных ЛИ ВС;

- тренировку по выводу ВС из сложного пространственного положения;

- отработку действий при отказах авиационной техники.

Раздел программы "А" "Летная подготовка" должен включать:

- полеты по программам предварительных, государственных и сертификационных ЛИ ВС;

- полеты с имитацией отказов авиационной техники.

В процессе прохождения летной подготовки обучаемые должны представить не менее пяти отчетов по результатам испытательных полетов.

210. Программы подготовки бортовых радистов-испытателей должны включать следующие разделы:

"Теоретическая подготовка";

"Тренажерная подготовка";

"Летная подготовка".

Программа подготовки бортовых радистов-испытателей для проведения ЛИ должна включать:

- не менее 250 часов теоретических и практических занятий;

- не менее 10 часов тренажерной подготовки или тренажей в кабинах ВС;

- не менее 40 часов летной подготовки на 1 - 2 типах ВС.

Раздел "Теоретическая подготовка" программы подготовки бортового радиста-испытателя должен включать теоретические и практические занятия по следующим дисциплинам:

- воздушное законодательство Российской Федерации;

- нормативные документы, регламентирующие вопросы организации, обеспечения и проведения ЛИ ВС и их систем;

- общие сведения о методиках ЛИ ВС и их систем;

- правила ведения радиосвязи и фразеология радиообмена;

- документы аэронавигационной информации;

- технические характеристики, конструкция, и правила эксплуатации бортовых средств электросвязи;

- методика ЛИ бортовых и наземных средств электросвязи;

- технические характеристики, конструкция, и правила эксплуатации бортовых систем электроснабжения;

- методика летных испытаний бортовых систем электроснабжения;

- средства связи и радиотехнического обеспечения полетов и методики их летных испытаний;

- основы воздушной навигации;

- аэронавигационная информация;

- прием и передача цифровых и буквенных текстов в телеграфном режиме;

- знание и использование специальных кодов при ведении радиосвязи в телеграфном режиме;

- авиационная психология и методы управления резервами экипажа;

- безопасность полетов и предотвращение авиационных происшествий;

- меры безопасности при проведении летных испытаний;

- средства жизнеобеспечения и спасания. Правила вынужденного покидания ВС и выживания;

- программы летных испытаний, полетные задания, летные оценки, отчеты и акты по результатам испытаний.

Раздел "Тренажерная подготовка" программы подготовки бортового радиста-испытателя должен включать:

- тренировки по проведению проверки, подготовки к полету и эксплуатации в полете средств и систем связи, систем электроснабжения и специального оборудования;

- тренировки для отработки действий при отказах систем ВС и возникновении особых ситуаций в полете;

- тренировки для отработки порядка ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена;

- тренировки для отработки технологии работы и взаимодействия с членами экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации.

Раздел "Летная подготовка" программы подготовки бортового радиста-испытателя должен включать упражнения на отработку:

- навыков практической эксплуатации на земле и в полете средств и систем связи, систем электроснабжения и специального оборудования;

- порядка ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена;

- действий при имитации отказов систем ВС;

- технологии работы и взаимодействия с членами экипажа в соответствии с РЛЭ ВС.

Летная подготовка бортового радиста-испытателя, на типах ВС, указанных в программе обучения и отсутствующих в АУЦ ЭА, проводится в летном подразделении организации ЭА бортовым радистом-испытателем-инструктором. Летная проверка может быть проведена бортовым радистом-испытателем-инспектором, или, по согласованию с председателем ЦАК ЭА, штурманом-испытателем-инспектором или летчиком-испытателем-инспектором.

211. Программы подготовки бортового оператора-испытателя (включая бортового кино-, фото-, видеооператора) должны включать:

а) изучение следующих дисциплин:

- правила техники безопасности при работе на авиационной технике и аэродроме;

- подготовка к управлению внештатным бортовым оборудованием;

- средства жизнеобеспечения и спасания, правила вынужденного покидания ВС и выживания;

- внештатная техника, подлежащая испытаниям.

б) стажировку на рабочем месте бортового оператора-испытателя - не менее 50 часов.

212. Программы подготовки бортового электрика-испытателя должны включать:

а) изучение следующих дисциплин:

- основы аэродинамики ВС;

- методика летных испытаний ВС (в части касающейся);

- основы электротехники;

- требования документов, регламентирующих проведение летных испытаний ЭВС и их систем;

- правила техники безопасности и противопожарной защиты при работе на авиационной технике и аэродроме;

- средства жизнеобеспечения и спасания, правила вынужденного покидания ВС и выживания;

- авиационная техника (в части касающейся);

- руководства по летной эксплуатации (в части, его касающейся);

б) летную стажировку (не менее 50 часов), проверку выполнения функциональных обязанностей в полете на рабочем месте бортового электрика-испытателя.

213. Программы подготовки внешнего пилота беспилотного ВС должны включать:

а) изучение следующих дисциплин:

- основы аэродинамики, динамики полета и прочность БВС;

- основы методики летных испытаний БВС;

- силовая установка БВС и методика ее летных испытаний;

- требования документов, регламентирующих проведение летных испытаний БВС и их систем;

- правила техники безопасности при работе на авиационной технике и аэродроме;

- авиационная техника (планер, оборудование и системы БВС);

- РЛЭ (в части касающейся);

- горюче-смазочные материалы, специальные жидкости и газы, применяемые на БВС.

б) летную стажировку на рабочем месте внешнего пилота беспилотного воздушного судна не менее 50 часов.

214. Программа подготовки специалиста по безопасности полетов должна содержать изучение следующих дисциплин:

- теория безопасности полетов;

- анализ состояния безопасности полетов в Российской Федерации за 10 лет;

- государственная система обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации;

- воздушное законодательство Российской Федерации;

- система управления безопасностью полетов в ЭА организаций разработчиков, производителей авиационной техники;

- расследование, учет, анализ и профилактика авиационных происшествий и инцидентов в ЭА;

- профессиональная подготовка, аттестация и допуск к деятельности авиационного персонала в ЭА;

- правовое регулирование трудовых отношений в области ЭА и ответственность за нарушение правил безопасности полетов.

215. Программы подготовки парашютиста-испытателя должны включать:

а) изучение следующих дисциплин:

- теория парашютных прыжков (катапультирования);

- методика испытаний парашютов (катапульт);

- требования документов, регламентирующих проведение летных испытаний парашютов (катапульт);

- правила техники безопасности при проведении летных испытаний;

- кислородное оборудование ВС, высотное и специальное снаряжение экипажа и парашютиста.

б) тренировочные прыжки с парашютами различных типов.

216. Программы подготовки руководителя полетов (далее - РП) должны включать:

а) изучение следующих дисциплин:

- основные нормативные документы по использованию воздушного пространства, выполнению и управлению полетами в экспериментальной, государственной и гражданской авиации;

- правила и фразеология радиообмена между экипажами ВС и органами управления полетами в районе аэродрома;

- средства связи и радиотехнического обеспечения полетов и их применение для управления полетами;

- авиационная метеорология;

- порядок использования воздушного пространства аэродрома, аэроузла;

- основные летно-технические данные и характеристики ВС;

- действия РП в особых случаях полета ВС;

- профили полетов (в авиационных организациях, производящих серийную авиационную технику).

б) стажировку 15 часов на рабочем месте РП, руководителя ближней зоны (далее - РБЗ) и руководителя зоны посадки (далее - РЗП).

217. Программы подготовки диспетчера АДП должны включать:

а) изучение следующих дисциплин:

- требования документов по управлению полетами и выполнению полетов (в части, его касающейся);

- порядок составления формализованных заявок на полеты, предварительных планов полетов, флайт-планов;

- виды обеспечения полетов (в части касающейся).

б) стажировку на рабочем месте диспетчера АДП.

218. Программы подготовки ведущего инженера по летным испытаниям ВС должны включать:

а) изучение следующих дисциплин:

- основы аэродинамики, динамики полета и прочность самолета (вертолета);

- основы методики летных испытаний самолетов (вертолетов);

- силовые установки самолетов (вертолетов) и методика их летных испытаний;

- системы бортовых и внешнетраекторных измерений;

- требования документов, регламентирующих проведение летных испытаний;

- правила техники безопасности при проведении летных испытаний;

- средства жизнеобеспечения и спасания, правила вынужденного покидания ВС и выживания (для участвующих в полетах);

- авиационная техника (планер, оборудование и системы ВС);

- руководства по летной эксплуатации.

б) прохождение стажировки в качестве помощника ведущего инженера по летным испытаниям ВС.

219. Программы подготовки ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям (исследованиям) силовых установок, отдельных систем, бортового оборудования, характеристик ВС и средств объективного контроля должны включать:

а) изучение следующих дисциплин:

- основы аэродинамики ВС;

- основы методики летных испытаний систем ВС (по специальности), меры безопасности;

- силовые установки самолета (вертолета) и методика их летных испытаний (только для ведущих инженеров по силовой установке), меры безопасности;

- системы ВС (по специальности);

- системы бортовых и внешнетраекторных измерений;

- требования документов, регламентирующих проведение летных испытаний ВС и их систем;

- средства жизнеобеспечения и спасания, правила вынужденного покидания ВС и выживания (для участвующих в полетах);

- авиационная техника (в части касающейся РЛЭ);

- летные ограничения.

б) стажировку в качестве помощника ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям (исследованиям) силовых установок, отдельных систем, бортового оборудования, характеристик ВС и средств объективного контроля.

220. Программы подготовки инженера по эксплуатации ВС, силовых установок, отдельных систем, бортового оборудования, средств объективного контроля и авиационного вооружения должны включать:

а) изучение следующих дисциплин:

- основы аэродинамики;

- основы методики летных испытаний систем ВС (по специальности), меры безопасности;

- силовые установки самолета (вертолета) (в части касающейся);

- системы ВС (по специальности);

- требования руководящих документов по организации и проведении испытательной работы и эксплуатации авиационной (в части, его касающейся;

- правила техники безопасности и противопожарной защиты при работе на аэродроме и на авиационной технике;

- авиационная техника (в части касающейся РЛЭ).

б) стажировку в должности инженера по эксплуатации ВС, силовых установок, отдельных систем, бортового оборудования, средств объективного контроля и авиационного вооружения.

221. Программы подготовки специалистов, аттестуемых ЦАК ЭА, утверждаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), программы подготовки специалистов, аттестуемых МКК, утверждаются руководителем организации ЭА.

222. Организация ЭА, разработавшая программу подготовки (далее - заявитель), направляет в уполномоченный орган заявление об утверждении программы подготовки, в котором указываются:

наименование с указанием организационно-правовой формы, фирменное наименование (при наличии), местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика, номер телефона и адрес электронной почты;

наименование программы подготовки;

способ информирования заявителя о результатах рассмотрения заявления.

Заявление подписывается заявителем или лицом, имеющим право действовать от имени заявителя, с приложением к заявлению документов, подтверждающих право представителя действовать от имени заявителя.

К заявлению прилагается программа подготовки в двух экземплярах. В случае внесения изменений в ранее утвержденную программу подготовки к заявлению прилагается программа подготовки с внесенными изменениями и описание внесенных изменений.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются заявителем в уполномоченный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также могут быть поданы заявителем в электронной форме.

Заявление в электронной форме должно быть подписано усиленной квалификационной электронной подписью.

223. Запрещается требовать от заявителя совершения каких-либо действий, предоставления сведений и документов, не предусмотренных настоящими правилами, а также включения в программы подготовки требований, не предусмотренных настоящими федеральными авиационными правилами.

224. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявления проверяет соответствие его требованиям пункта 222 настоящих Правил и прилагаемую к заявлению программу подготовки требованиям пунктов 205 - 220, настоящих Правил.

В случае, если в результате рассмотрения заявления и программы подготовки выявлены несоответствия требованиям, содержащимся в пункте 222 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней после истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, информирует заявителя способом, указанным в заявлении, о выявленных несоответствиях.

225. В случае, если по результатам рассмотрения заявления и программы подготовки в соответствии с пунктом 224 настоящих Правил несоответствия не выявлены, уполномоченный орган в течение двадцати рабочих дней с даты поступления заявления рассматривает программу подготовки.

В случае соответствия требованиям настоящих Правил программа подготовки утверждается уполномоченным органом.

226. В случае выявления несоответствий программы подготовки требованиям настоящих Правил при ее рассмотрении в соответствии с пунктом 225 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней после истечения срока, указанного в пункте 225 настоящих Правил, уведомляет заявителя о выявленных несоответствиях.

227. Заявитель в срок не более двадцати рабочих дней со дня получения информации о выявленных уполномоченным органом несоответствиях имеет право устранить их и направить доработанную программу подготовки в уполномоченный орган.

228. Уполномоченный орган рассматривает доработанную программу подготовки в срок не более десяти рабочих дней со дня ее поступления и в случае устранения несоответствий утверждает программу подготовки.

229. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня утверждения программы подготовки информирует заявителя способом, указанным в заявлении, и выдает заявителю или его представителю утвержденную программу подготовки.

230. В случае, если заявитель не устранил в установленный в пункте 227 настоящих Правил срок выявленные несоответствия уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении программы подготовки и в течение трех рабочих дней после истечения срока, указанного в пункте 228 настоящих Правил, информирует об этом заявителя способом, указанным в заявлении, с указанием причин отказа и выявленных несоответствий.

231. В случае отказа в утверждении программы подготовки повторное обращение в уполномоченный орган заявителя для утверждения программы подготовки осуществляется в соответствии с пунктом 222 настоящих Правил.

232. Программа подготовки, утвержденная в соответствии с настоящими Правилами, публикуется на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".