приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 6 ноября 2020 г. N 1202н
1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф (далее - ВСМК) медицинской помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) и находящимся в зоне ЧС, в том числе медицинской эвакуации (далее - Порядок).
2. ВСМК является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 Положения о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 734 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4520; 2020, N 42, ст. 6634).
3. ВСМК осуществляет свою деятельность в повседневном режиме, режиме повышенной готовности, а также в режиме чрезвычайной ситуации при различных ЧС <2>.
--------------------------------
<2> Часть 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999).
4. ВСМК осуществляет организацию и оказание медицинской помощи (лечебно-эвакуационное обеспечение) пострадавшим при ЧС, в том числе при массовых случаях инфекционных заболеваниях, на основе системы этапного лечения пострадавших с их эвакуацией по назначению. Система этапного лечения предусматривает последовательное и преемственное оказание медицинской помощи в зоне (вблизи зоны) поражения и на этапах медицинской эвакуации в медицинские организации, способные обеспечить оказание необходимой медицинской помощи.
5. Планирование и непосредственная организация оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС осуществляется с учетом особенностей и условий ЧС, усложняющих процесс организации и оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС:
в труднодоступных и отдаленных местностях;
вне крупных населенных пунктов с большим числом пострадавших при ЧС;
с нарушениями транспортной доступности;
с повреждением (разрушением) объектов здравоохранения;
при которых временно невозможен доступ медицинских работников к пострадавшим;
при которых сохраняется воздействие опасных и неблагоприятных факторов.
6. При организации и оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС принимаются меры к выполнению следующих условий:
своевременное оказание медицинской помощи в экстренной форме в зоне (вблизи зоны) ЧС;
проведение в кратчайшие сроки медицинской эвакуации пострадавших при ЧС, нуждающихся в оказании специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в медицинские организации, имеющие соответствующие лечебно-диагностические возможности для оказания необходимой медицинской помощи;
сокращение количества этапов медицинской эвакуации.
7. В зависимости от уровня реагирования на ЧС руководство и координацию организации оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС осуществляет руководитель службы медицины катастроф соответствующего уровня или уполномоченное им лицо.
8. В целях организации оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС осуществляется информационное взаимодействие в рамках ВСМК и РСЧС.
9. Медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в виде:
первичной медико-санитарной помощи;
специализированной медицинской помощи;
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
10. Медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в следующих формах:
экстренной (при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента);
неотложной (при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента).
11. Вид медицинской помощи, условия и формы ее оказания пострадавшим при ЧС определяются медицинским работником с учетом особенностей и условий медико-тактической обстановки конкретной ЧС.
12. Медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в следующих условиях:
вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
13. Медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи, бригадами экстренного реагирования (далее - БЭР), медицинскими работниками полевого многопрофильного госпиталя (далее - ПМГ), в том числе в составе выездных бригад ПМГ, медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных, стационарных условиях и вне медицинских организаций, а также штатными и нештатными формированиями (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении ЧС поступают в оперативное подчинение органов управления ВСМК соответствующего уровня.
В зоне ЧС для оказания медицинской помощи и проведения работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС могут привлекаться аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) медицинских и иных организаций, аттестованных на право ведения аварийно-спасательных работ <2(1)> и имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.
(п. 13 в ред. Приказа Минздрава России от 17.06.2024 N 304н)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<2(1)> Статьи 12 и 24 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей.
14. Медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи <3>, учитывая особенности и условия медико-тактической обстановки конкретной ЧС.
--------------------------------
<3> Часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2015, N 10, ст. 1425) (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
15. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи и авиамедицинскими бригадами <4>.
--------------------------------
<4> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353), от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283), от 19 апреля 2019 г. N 236н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2019 г., регистрационный N 54706), от 21 февраля 2020 г. N 114н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2020 г., регистрационный N 59083).
16. Первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по медицинскому наблюдению, профилактике, диагностике, лечению, а также систематический контроль за состоянием здоровья пострадавших при ЧС и лиц, находящихся в зоне ЧС.
17. Первичная медико-санитарная помощь пострадавшим при ЧС оказывается непосредственно в зоне ЧС ПМГ, медицинскими организациями по соответствующему профилю и включает:
первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
первичную врачебную медико-санитарную помощь;
первичную специализированную медико-санитарную помощь.
18. Систематический контроль за состоянием здоровья пострадавших при ЧС, а также лиц, находящихся в зоне ЧС, включает подворовые обходы, профилактические мероприятия, предусматривающие иммунизацию по эпидемическим показаниям и медицинское наблюдение.
19. Специализированная медицинская помощь, оказываемая пострадавшим при ЧС, включает профилактику осложнений, диагностику и лечение травм, поражений, отравлений (заболеваний) и состояний.
При наличии медицинских показаний пострадавшие при ЧС могут быть направлены из ПМГ в другую медицинскую организацию для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Специализированная медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается медицинскими специалистами ПМГ, а также медицинскими специалистами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС.
20. При необходимости для оказания медицинской помощи могут привлекаться экстренные консультативные специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи <5>.
--------------------------------
<5> Часть 4 статьи 35 Федерального закона N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724).
21. Оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС может осуществляться с применением дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий (далее - ТМК). При организации и проведении ТМК используются ресурсы стационарных и мобильных телемедицинских комплексов.
22. При необходимости оказания лицам, пострадавшим при ЧС, медицинской помощи в стационарных условиях медицинскими работниками формирований ВСМК организуется и осуществляется медицинская эвакуация <5>.
23. При осуществлении медицинской эвакуации пострадавших при ЧС из зоны ЧС с применением воздушного транспорта их транспортировка производится непосредственно в специализированные отделения многопрофильных медицинских организаций или в специализированные медицинские организации, расположенные на значительном удалении от зоны ЧС.
24. Медицинская эвакуация пострадавших при ЧС из зоны ЧС может осуществляться одновременно в несколько медицинских организаций, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС, расположенных территории субъекта Российской Федерации, в котором произошла ЧС, а также за его пределами.
25. Во время осуществления медицинской эвакуации пострадавших при ЧС медицинские работники осуществляют мониторинг состояния функций организма пациента и оказывают ему необходимую медицинскую помощь.
26. Выбор медицинской организации для доставки пострадавших при ЧС при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пострадавших при ЧС, минимальной по времени транспортной доступности до места расположения медицинской организации и профиля медицинской организации, в которую они будут доставлены.
27. При осуществлении эвакуации больных инфекционными заболеваниями (подозрением на заболевания) обеспечивается соблюдение актов законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
28. В случае массового поступления пострадавших при ЧС медицинская организация, привлекаемая для оказания им медицинской помощи, должна осуществлять одновременный прием и оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС, перепрофилизацию или дополнительное развертывание коек, предусмотренных для пострадавших при ЧС, медицинскую сортировку и при необходимости подготовку пострадавших при ЧС к последующей медицинской эвакуации.
29. При недостаточности сил и средств на муниципальном и (или) региональном уровнях для оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС и осуществления их медицинской эвакуации на территории субъекта Российской Федерации могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти других субъектов Российской Федерации и организаций по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и организациями.
Решение о необходимости медицинской эвакуации пострадавших при ЧС принимается на основе заключения врачей-специалистов соответствующего профиля и после предварительного согласования с медицинской организацией, в которую планируется направлять пострадавшего.
30. Численность медицинских работников в медицинских формированиях и организациях ВСМК, привлекаемых для оказания медицинской помощи и медицинской эвакуации, может изменяться в зависимости от характера ЧС.
31. Для обеспечения выполнения мероприятий, проводимых ВСМК по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа пострадавших при ЧС путем своевременного оказания им всех видов медицинской помощи, используются медицинские ресурсы Министерства здравоохранения Российской Федерации для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
32. Медицинскими формированиями и организациями ВСМК осуществляется представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ <6>, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения <7>.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165.
<7> Часть 1 статьи 91 Федерального закона N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2017, N 31 (Часть I), ст. 4791).
33. Организация и оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС осуществляются в соответствии с приложениями N 1 - 9 к настоящему Порядку.
- Приложение N 1. Правила организации деятельности полевого многопрофильного госпиталя
- Приложение N 2. Рекомендуемые штатные нормативы полевого многопрофильного госпиталя на 50 коек
- Приложение N 3. Стандарт оснащения полевого многопрофильного госпиталя
- Приложение N 4. Правила организации деятельности приемно-сортировочного отделения полевого многопрофильного госпиталя
- Приложение N 5. Правила организации кабинета лучевой диагностики полевого многопрофильного госпиталя
- Приложение N 6. Правила организации деятельности операционно-перевязочного отделения полевого многопрофильного госпиталя
- Приложение N 7. Правила организации деятельности отделения анестезиологии и реанимации полевого многопрофильного госпиталя
- Приложение N 8. Правила организации деятельности госпитального отделения полевого многопрофильного госпиталя
- Приложение N 9. Правила организации деятельности территориального центра медицины катастроф
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей