II. Рекомендации по обеспечению безопасных условий организации учебного процесса для обучающихся с инвалидностью
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 с целью обеспечения безопасных условий учебного процесса и сохранения здоровья обучающиеся с инвалидностью и/или имеющие хронические заболевания <1> могут временно перейти на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Основанием для перевода на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий является личное заявление обучающегося или перевод всей учебной группы в установленной Организацией порядке на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
--------------------------------
<1> Приложение к приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 545 "О мерах по реализации подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Перевод на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий обучающегося с инвалидностью оформляется локальным нормативным актом Организации.
Организация самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых с использованием дистанционных образовательных технологий.
Организация самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Вариант перевода обучающихся с инвалидностью на обучение с применением дистанционных образовательных технологий основан на формате смешанного обучения, которое представляет собой сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии. При смешанном обучении обеспечивается сочетание онлайн и оффлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в образовательном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий, применение разнообразных форм, методов, технологий взаимодействия всех участников учебного процесса.
Образовательный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени, при этом могут быть реализованы в части организации:
- текущего контроля и промежуточной аттестации,
- итоговой (государственной итоговой) аттестации.
Организация по согласованию с обучающимся с инвалидностью самостоятельно определяет, в какой части обучающийся переводится на дистанционное обучение, в какой - продолжает обучение в традиционной форме. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется индивидуальным графиком учебного процесса.
Смешанное обучение складывается из:
1) традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса;
2) интерактивного взаимодействия, организованного посредством использования компьютерных телекоммуникационных технологий и электронных информационно-образовательных онлайн ресурсов;
Объем и сочетание названных компонентов зависит от характеристик реализуемого направления и профиля подготовки, изучаемой дисциплины (модуля), практики и/или специфических особенностей обучающегося с инвалидностью (группы обучающихся с инвалидностью).
Освоение обучающимся образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.
Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или засчитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом Организации.
Обучаясь по индивидуальному графику учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, обучающийся с инвалидностью обязан выполнять все виды заданий и аттестации, установленные в учебном плане, индивидуальном графике учебного процесса.
Варианты организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий предполагают использование одного из нескольких способов или их сочетание, в том числе:
1) параллельная трансляция занятий в онлайн режиме в соответствии с расписанием, установленным для студенческой группы;
2) самостоятельное изучение материала, находящегося в электронной образовательной среде Организации;
3) дополнительные консультации преподавателями в пределах базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования. <2>
--------------------------------
<2> Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, программ послевузовского профессионального образования в интернатуре и подготовки научных кадров в докторантуре, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2017 г. N ВП-46/18вн (Приложения 6, 7).
Использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточных и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся с инвалидностью.
Способ организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий закрепляется локальным нормативным актом Организации.
В случае организации занятий с параллельной трансляцией в онлайн режиме помещение должно быть оборудовано мультимедийными средствами приема-передачи информации (видеокамера, микрофон, программное обеспечение видеоконференцсвязи, выход в интернет). Мультимедийное оборудование в помещении должно обеспечивать запись и онлайн трансляцию занятий для обучающихся, находящихся удаленно.
Кроме этого, необходимо учитывать особенности ограничений, касающиеся отдельных нозологических групп инвалидности. В частности, для обучающихся с нарушением слуха при организации онлайн занятий требуется учитывать необходимость удаленного подключения переводчика русского жестового языка или организации рабочего места данного специалиста в аудитории, из которой осуществляется трансляция в случае, если переводчик русского жестового языка сопровождает занятия в обычном режиме.
Преподавателям, ведущим очные занятия с группами, в которых присутствует студент с нарушением слуха, рекомендуется не использовать медицинские маски, скрывающие артикуляцию или использовать прозрачные пластиковые маски. В случае наличия у преподавателя медицинского заключения о необходимости постоянного ношения медицинской маски, рекомендуется осуществлять замену преподавателя, либо перенос занятий в дистанционную форму.
В случае выбора обучающимся самостоятельного изучения материала образовательные ресурсы должны быть адаптированы для использования обучающимися с нарушением зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата в соответствии с принципами универсального дизайна.
На усмотрение Организации учебная и производственная практика также может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий в зависимости от направления подготовки и возможностей ее осуществления в онлайн формате.
В случае реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий путем проведения дополнительных индивидуальных консультаций преподавателями в пределах базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, Организации рекомендуется определить нормативы финансового обеспечения проводимых для обучающегося с инвалидностью консультаций, возможное число индивидуальных консультаций и размер оплаты труда преподавателю за каждую индивидуальную консультацию.
Организации необходимо предусмотреть предварительное информирование и подготовку преподавателей к работе со студентами с инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий в части обеспечения доступности и качества обучения с учетом нарушений здоровья и индивидуальных особенностей студента.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей