Приложение

к приказу Министерства культуры

Российской Федерации

от 30.10.2020 г. N 1331

ПРЕДМЕТ

ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗНАЧЕНИЯ "НИКОНОВСКИЙ ПРИДЕЛ ТРОИЦКОГО СОБОРА", 1548 ГОД,

1623 - 1624 ГОДЫ, МАСТЕР Е. СТЕПАНОВ, 1826 ГОД, 1840 ГОДЫ,

ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

- местоположение храма 1548, 1623 - 1624 гг., расположенного на вершине горы Маковец в примыкании к юго-восточному углу Троицкого собора, его роль в формировании композиционного и мемориального центра ансамбля монастыря;

- объемно-пространственная композиция кирпичного, облицованного белым камнем на 3/4 высоты, одноглавого, одноапсидного, с подвышением центральной части, бесстолпного храма 1548, 1623 - 1624 гг., с примыкающей к основному объему прямоугольной в плане южной папертью XVIII в., 1826, 1840 гг., включая высотные отметки по килевидным закомарам храма, венчающему карнизу и трем фигурным аттикам паперти (с учетом реставрационных работ 1939 - 1940 гг. и 1960 гг.);

- металлический каркас луковичной главы XVIII в., его конструкция, материал и техника изготовления (ковка), крест на растяжках, позакомарное покрытие основного четверика, посводное покрытие конхи, белокаменные водометы, скатная крыша над папертью, их конфигурация, высотные отметки по зениту и посводному покрытию, характер кровельного покрытия, в том числе, золочение (с учетом реставрационных работ 1960 годов);

- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление белокаменных фасадов храма 1548, 1623 - 1624 гг. и кирпичной паперти XVIII в., 1826, 1840 гг., включая деление на разновеликие прясла, белокаменный цоколь, размер, форму, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, часто поставленные полуколонки аркатурного пояса, перевязанные тремя рядами бусинок и соединенные вверху стрельчатыми арочками, цепочку килевидных нишек под закомарами и на цилиндрическом основании барабана, белокаменный карниз, профили и живописные композиции в поле закомар, пилястры, сдвоенные арки заложенных "фонарных" окон с подвесными гирьками и фигурные фронтоны паперти;

- материал и характер отделки фасадных поверхностей храма и паперти XVIII, XIX вв., в том числе кирпич усредненного размера 27 x 14,5 x 7 - 8 см и четырех-пятивершковые постелистые блоки белого камня, резные белокаменные детали декора, обмазка (с учетом реставрационных работ 1960 гг.);

- колористическое решение фасадов паперти XIX вв. уточняется по результатам реставрационных исследований;

- пространственно-планировочная структура интерьеров храма и южной паперти в пределах капитальных стен, дверных проемов, сводчатых перекрытий 1548, 1623 - 1624 гг. XIX вв.;

- капитальные стены, свод на подпружных арках с металлическими связями и световой барабан церкви 1548 и 1623 гг., капитальные стены и перекрытия паперти XVIII в., 1826, 1840 гг., их конструкция и материал (кирпич, четырех/пятивершковый белый камень), связи;

- фрагменты фресок 1635 г. (фигуры столпников в простенках барабана главы, композиция "Богоматерь с младенцем и святителями" в средней закомаре над апсидой).

- архитектурно-художественное оформление интерьеров, в том числе откосы окон и дверных порталов 1623 г., иконостас, сень и рака преп. Никона с иконами, паникадило 1950 - 1960 гг.

- захоронение Преп. Никона Радонежского;

- материал и характер оформления столярных заполнений оконных и дверных проемов храма и притвора (с учетом реставрационных работ 1960-х гг.).