Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к диспетчерам управления воздушным движением (далее - диспетчер УВД) и парашютистам-инструкторам при осуществлении соответствующей деятельности в Российской Федерации при выдаче соответствующих свидетельств продления срока их действия, внесения квалификационных отметок, классной квалификации и допуска к работе.

3. К выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД не допускаются лица, не имеющие при себе действующего свидетельства.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.02.2014 N 48)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Диспетчеры УВД осуществляют деятельность по обслуживанию воздушного движения в пределах квалификационных отметок и отметок о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе) обслуживания воздушного движения, внесенных в установленном порядке в свидетельство, а также установленного срока его действия и при наличии действующего медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД, кроме случаев, когда сфера деятельности диспетчера УВД ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД. В свидетельствах диспетчеров УВД приводятся сведения, установленные в Приложении к настоящим Правилам.

(в ред. Приказа Минтранса России от 14.05.2012 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Медицинское освидетельствование диспетчеров УВД и парашютистов-инструкторов осуществляется в соответствии с положениями федеральных авиационных правил, регламентирующих порядок медицинского освидетельствования.

6. Медицинское заключение о признании годным к работе является неотъемлемой частью свидетельства. Обладатели свидетельств перестают пользоваться правами, предусмотренными соответствующими квалификационными отметками, когда они узнают об ухудшении состояния здоровья, которое могло бы помешать им безопасно и надлежащим образом осуществлять данные им права.

7. Обладатель свидетельства осуществляет права, предусмотренные квалификационными отметками и отметками о допуске к работе, внесенными в свидетельство, лишь в том случае, если он сохраняет свою квалификацию, соответствующую требованиям профессиональной пригодности.

8. В целях продления срока действия свидетельства диспетчер УВД должен подтверждать свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) путем демонстрации при проведении проверок (тестирования) надлежащих теоретических знаний и практических навыков со следующей периодичностью:

диспетчер УВД 1 класса - один раз в три года;

диспетчер УВД 2 класса - один раз в два года;

диспетчер УВД 3 класса - ежегодно.

Абзацы пятый - восьмой исключены. - Приказ Минтранса России от 25.02.2014 N 48.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 8 в ред. Приказа Минтранса России от 14.05.2012 N 143)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Диспетчер УВД не должен подвергаться дополнительным проверкам (тестированию) теоретических знаний до окончания срока действия свидетельства, если осуществляет свою деятельность без получения очередной квалификационной отметки или повышения классной квалификации, за исключением случаев, когда действия данного диспетчера УВД привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.10.2016 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Тематика вопросов при проведении проверки (тестировании) теоретических знаний на подтверждение классной квалификации не должна выходить за рамки подтверждаемой квалификационной отметки (квалификационных отметок) и отметок о допуске к самостоятельной работе, внесенных в свидетельство.

11. В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, установлены следующие требования по периодичности прохождения курсов повышения и поддержания квалификации персонала:

руководящий состав должен пройти курсы повышения квалификации один раз в пять лет.

(в ред. Приказов Минтранса России от 14.05.2012 N 143, от 24.10.2016 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководители полетов, старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы (включая диспетчеров-инструкторов тренажера), диспетчеры УВД должны проходить курсы повышения квалификации по программам в соответствии с занимаемой должностью в образовательных организациях среднего профессионального или высшего образования гражданской авиации или авиационных учебных центрах один раз в три года.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.10.2016 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, имеющие допуск к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка, проходят курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.06.2011 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Диспетчеры УВД, осуществляющие районное диспетчерское обслуживание (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля района УВД) на международных трассах, а также диспетчерское обслуживание подхода (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля подхода) и аэродромное диспетчерское обслуживание (диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора) на международных аэродромах, должны демонстрировать способность говорить на языке, используемом в радиотелефонной связи, и понимать его не ниже чем на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО <*>.

--------------------------------

<*> Приложение N 1 к Конвенции о международной гражданской авиации, Doc ICAO 9835 AN/453 "Руководство по внедрению требований ИКАО к владению языком". Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., Международные воздушные сообщения СССР: Сборник документов. Том 3. Москва, 1970; официальный сайт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.icao.int. Вступила в силу для СССР 14.11.1970 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 01.10.1970 N 836-284.

(сноска в ред. Приказа Минтранса России от 12.08.2020 N 299)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требование применяется к диспетчерам УВД, осуществляющим радиотелефонную связь с воздушными судами.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.08.2020 N 299)

13. Диспетчеры УВД, допущенные к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в три года.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.06.2011 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Диспетчеры УВД, допущенные к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 5 (продвинутом) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в шесть лет.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.06.2011 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. В случае, когда срок прохождения обладателем действующего свидетельства диспетчера УВД языковой аттестации по английскому языку, предусмотренной пунктами 13 и 14 настоящих Правил для соответствующих уровней по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, попадает в периоды действия режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, ее прохождение переносится на шесть месяцев.

(п. 14.1 введен Приказом Минтранса России от 12.08.2020 N 299)

15. Диспетчеры УВД, допущенные к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 6 (профессиональном) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, освобождаются от прохождения языковой аттестации по английскому языку.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.06.2011 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)