Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

IV. Требования к кандидатам, предъявляемые при внесении отметок о допуске к работе руководителем полетов, старшим диспетчером, диспетчером-инструктором (диспетчером-инструктором тренажера), диспетчером УВД

IV. Требования к кандидатам, предъявляемые

при внесении отметок о допуске к работе руководителем

полетов, старшим диспетчером, диспетчером-инструктором

(диспетчером-инструктором тренажера), диспетчером УВД

35. Для получения допуска руководителя полетов кандидат должен:

1) иметь:

высшее образование;

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.10.2016 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

опыт работы в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) не менее чем 60 месяцев;

(в ред. Приказа Минтранса России от 15.01.2016 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

как правило, все допуски к работе на диспетчерских пунктах (секторах), где кандидат будет исполнять должностные обязанности руководителя полетов;

документ об успешном прохождении курсов подготовки руководителей полетов;

действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД 1-го класса";

2) знать:

принципы и методы управления персоналом и организации производства;

основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;

основы экономики в гражданской авиации;

принципы и методы экономической деятельности организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

воздушное законодательство Российской Федерации в части выполнения своих функциональных обязанностей;

нормативные документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства Российской Федерации;

документы по организации обслуживания воздушного движения своей зоны (района) ответственности;

принципы и методы планирования работы диспетчерской смены;

принципы и методы организационно-методической работы в органах обслуживания воздушного движения и диспетчерских сменах;

организацию контроля работы диспетчерской смены;

организацию профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов;

3) уметь:

применять в практической деятельности знания принципов и методов управления персоналом, организации производства, делового общения и обеспечения охраны труда;

применять в практической деятельности знания в области экономики;

применять знание нормативных документов, регламентирующих организацию использования воздушного пространства Российской Федерации в практической деятельности;

планировать работу подчиненного состава диспетчерской смены;

организовать работу диспетчерских пунктов в своей зоне ответственности;

организовывать и проводить методическую, профилактическую и воспитательную работу с диспетчерским составом подчиненной смены;

организовать и осуществлять постоянный контроль за работой подчиненной диспетчерской смены;

осуществлять организацию и координацию обслуживания (управления) воздушного движения в контролируемой зоне (районе) ответственности;

вести установленную для руководителя полетов документацию и контролировать надлежащее ведение документации на рабочих местах диспетчеров;

осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного оборудования диспетчерских пунктов;

уведомлять соответствующие организации и службы о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказывать таким организациям и службам необходимое содействие в соответствии с предписанными процедурами;

4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в областях:

организационно-методическая работа руководителя полетов;

организация воздушного движения;

психологические и педагогические аспекты деятельности руководителя полетов;

обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

обеспечение деятельности органов обслуживания воздушного движения;

управленческо-экономические аспекты деятельности организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по следующим операциям:

проведение инструктажа диспетчерской смены;

прием и сдача дежурства;

контроль приема и сдачи дежурства персоналом обслуживания воздушного движения диспетчерской смены, а также организации подмены диспетчеров в процессе работы;

взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение полетов;

контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;

проведение разбора работы диспетчерской смены.

36. Для получения допуска старшего диспетчера кандидат должен:

1) иметь:

высшее или среднее профессиональное образование;

опыт работы в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) не менее чем 36 месяцев;

(в ред. Приказа Минтранса России от 15.01.2016 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

не менее трех действующих допусков на диспетчерских пунктах (секторах) в зоне (районе) ответственности, где кандидат будет исполнять должностные обязанности старшего диспетчера. При наличии в подразделении трех и менее диспетчерских пунктов (секторов) кандидат должен иметь все допуски;

действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД 1-го класса" или "Диспетчер УВД 2-го класса";

удостоверение об успешном прохождении курсов подготовки старших диспетчеров.

2) знать:

принципы и методы управления персоналом и организации производства;

основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;

воздушное законодательство Российской Федерации в части выполнения своих функциональных обязанностей;

нормативные документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства Российской Федерации;

руководящие документы по организации обслуживания воздушного движения своей зоны (района) ответственности;

принципы и методы планирования работы в органах обслуживания воздушного движения и диспетчерской смены;

принципы и методы организационно-методической работы в диспетчерских сменах;

организацию контроля работы диспетчерской смены;

организацию профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

правила и условия аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, а также иные виды обеспечения полетов воздушных судов;

3) уметь:

применять в практической деятельности знания принципов и методов управления персоналом, организации производства, делового общения и обеспечения охраны труда;

применять в своей практической деятельности знания нормативных документов, регламентирующих организацию и использование воздушного пространства Российской Федерации;

организовывать работу диспетчерских пунктов в своей зоне ответственности;

организовывать и проводить методическую, профилактическую и воспитательную работу в диспетчерской смене;

осуществлять контроль за работой диспетчерского состава;

осуществлять при необходимости координацию обслуживания воздушным движением в установленной зоне (районе) ответственности;

осуществлять расстановку персонала перед заступлением на дежурство и уточнение функций, выполняемых на рабочих местах;

вести установленную для старшего диспетчера документацию и контролировать надлежащее ведение документации на рабочих местах диспетчеров;

осуществлять контроль исправности радиотехнического и связного оборудования диспетчерских пунктов;

уведомлять соответствующие организации и службы о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказывать таким организациям и службам необходимое содействие в соответствии с предписанными процедурами;

4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в областях:

организационно-методическая работа старшего диспетчера;

организация воздушного движения;

психолого-педагогические аспекты деятельности старших диспетчеров;

обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

обеспечение деятельности органов обслуживания воздушного движения;

5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по следующим операциям:

проведение инструктажа диспетчерской смены;

прием и сдача дежурства;

контроль приема и сдачи дежурства персоналом обслуживания воздушного движения диспетчерской смены, а также организация подмены диспетчеров в период дежурства;

взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение полетов;

контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;

проведение разбора работы диспетчерской смены.

37. Для получения допуска диспетчера-инструктора (включая диспетчера-инструктора тренажера) кандидат должен:

1) иметь:

высшее или среднее профессиональное образование;

опыт работы в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) не менее чем 60 месяцев;

(в ред. Приказа Минтранса России от 15.01.2016 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)

действующее свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД 1-го класса";

допуски к работе на диспетчерских пунктах (секторах), где кандидат будет исполнять должностные обязанности диспетчера-инструктора;

удостоверение о прохождении курсов подготовки диспетчеров-инструкторов.

2) знать:

основы авиационной педагогики;

основы авиационной психологии;

методику планирования учебного процесса;

методику проведения предварительной подготовки и практического обучения на рабочем месте в процессе стажировки;

нормативные документы, регламентирующие профессиональную подготовку соответствующих специалистов.

3) уметь:

применять в практической деятельности знания авиационной педагогики и психологии;

применять в практической деятельности знания нормативных документов по профессиональной подготовке соответствующих специалистов;

составлять планы и программы подготовки соответствующих специалистов и осуществлять контроль за их выполнением;

осуществлять качественную подготовку соответствующих специалистов;

содействовать внедрению передовых методов и технологий и представлять соответствующие рекомендации;

проводить стажировку соответствующих специалистов и оказывать диспетчерам УВД практическую помощь после получения ими допусков к самостоятельной работе;

проводить проверку практических навыков персонала обслуживания воздушного движения на рабочих местах;

вести необходимую документацию;

4) кандидат должен продемонстрировать теоретические знания в областях:

основы авиационной педагогики и психологии;

обслуживание воздушного движения;

методы профессионального обучения;

обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

национальные требования, стандарты и рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации в области профессиональной подготовки персонала обслуживания воздушного движения;

5) кандидат должен продемонстрировать практические навыки по следующим операциям:

организация, планирование и проведение предварительной подготовки стажера;

определение готовности стажера к практической подготовке;

организация, планирование и проведение практической стажировки на диспетчерском пункте и тренировки на диспетчерском тренажере;

ведение дневника стажера и оформление представления на допуск стажера к самостоятельной работе в качестве диспетчера.

38. Для получения допуска к работе диспетчером УВД на диспетчерском пункте (секторе) кандидат должен:

обладать знаниями, определенными для обладателя свидетельства, и соответствующей квалификационной отметкой;

пройти проверку теоретических знаний по разделам, определенным подпунктом 1 пункта 23 настоящих Правил в соответствии с классной квалификацией;

пройти необходимую стажировку и проверку практических навыков в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 23 настоящих Правил.

Требования абзаца третьего настоящего пункта не распространяются на кандидатов при получении последующих допусков на диспетчерских пунктах (секторах) в рамках имеющейся квалификационной отметки.

(в ред. Приказа Минтранса России от 15.01.2016 N 6)

(см. текст в предыдущей редакции)