IV. Алгоритм (порядок) формирования программ наблюдения за атмосферным воздухом для СГМ при отсутствии сводных баз данных о параметрах источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
IV. Алгоритм (порядок) формирования программ наблюдения
за атмосферным воздухом для СГМ при отсутствии сводных баз
данных о параметрах источников выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух
4.1. Все селитебные территории покрываются регулярной сеткой. Шаг сетки определяется общей площадью территории и вычислительными возможностями разработчиков. Шаг сетки может составлять от 200 м x 200 м до 400 м x 400 м. Частая сетка обеспечивает максимально обоснованные выводы, однако и шаг сетки 400 м x 400 м также дает удовлетворительные для анализа результаты. Более крупная регулярная сетка представляется нецелесообразной, поскольку приземные концентрации в зонах влияния низких и средних по высоте источников выбросов изменяются по мере удаления от источника достаточно существенно и крупная сетка может "пропустить" высокие концентрации примеси.
4.2. В соответствии с пунктом 4.7 Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" для каждого хозяйствующего субъекта - источника выбросов загрязняющих веществ - выполняется расчет индексов сравнительной канцерогенной (HRIc) и неканцерогенной (HRI) опасности по всем веществам.
4.3. Рассчитывается суммарный индекс канцерогенной и неканцерогенной опасности для предприятия (хозяйствующего субъекта в целом) по формуле (1):
Ej - величина условной экспозиции, формируемой j-той примесью, т/год;
TWj - весовой коэффициент влияния на здоровье, принимаемый при расчете коэффициентов канцерогенной или неканцерогенной опасности в соответствии с таблицами 4.7 и 4.8 Р 2.1.10.1920-04 <4>;
--------------------------------
<4> Раздел 4.7 Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду".
Численностью населения при расчете пренебрегают, принимая во внимание, что каждое предприятие может оказывать влияние на город в целом, при этом ослабление влияния учитывается через вектор удаленности объекта от расчетной ячейки сетки.
N - число примесей, выбрасываемых хозяйствующим субъектом.
4.4. Каждое предприятие характеризуется коэффициентом, который представляет собой нормированный коэффициент "опасности" , учитывающий коэффициенты канцерогенной и неканцерогенной опасности:
- нормированный коэффициент неканцерогенной опасности для i-го предприятия;
- нормированный коэффициент канцерогенной опасности для i-го предприятия;
- максимальный коэффициент неканцерогенной опасности для предприятий анализируемой территории;
- максимальный коэффициент канцерогенной опасности для предприятий анализируемой территории.
4.5. Геометрический центр каждой i-ой промышленной площадки соединяется с центральной точкой каждого j-го квадрата расчетной сетки прямой линией (вектором Lij) (векторы не строятся при удалении точки от хозяйствующего субъекта более чем на 20 км). Геометрический центр площадки неправильной формы находится по алгоритму, описанному в приложении Б (шаг 4).
4.6. Для расчета повторяемости ветра по направлению вектора Lij, его направление соотносится с повторяемостью по векторам розы ветров. Коэффициент Vij, характеризующий повторяемость ветра, по направлению вектора Lij, вычисляется исходя из соседних с ним румбов розы ветров по формуле (3):
dij - направление вектора Lij, град;
, - направление векторов румбов соседних для вектора Lij, град;
, - повторяемость векторов румбов соседних для вектора Lij.
4.7. Вычисляется коэффициент Qij, характеризующий силу влияния i-ой промышленной площадки на j-ый квадрат расчетной сетки:
Vij - коэффициент, характеризующий повторяемость ветра, по направлению вектора Lij;
Rij - расстояние от геометрического центра i-ой промышленной площадки до центральной точки j-го квадрата расчетной сетки, км.
4.8. Каждый квадрат расчетной сетки характеризуется суммарным коэффициентом опасности (Sj), который учитывает потенциальные воздействия хозяйствующих субъектов территории:
Qij - коэффициент, характеризующий силу влияния i-ой промышленной площадки на j-ый квадрат расчетной сетки, 1/км;
- нормированный коэффициент "опасности", учитывающий коэффициенты канцерогенной и неканцерогенной опасности.
4.9. На основании полученного анализа разрабатываются рекомендации по оптимизации системы мониторинга качества воздуха с учетом следующих аспектов:
- сеть точек мониторинга должна позволять оценивать риски не менее, чем для 95% населения территории;
- сеть должна быть оптимально плотной и распределенной по территории с учетом того, что репрезентативность инструментальных наблюдений снижается по мере удаления от поста <5>. Количество постов мониторинга качества атмосферного воздуха рекомендуется задавать исходя из численности населения анализируемой территории с учетом возможности увеличения числа постов на территориях с большим числом источников загрязнения: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - до 100 тыс. жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тыс. жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тыс. жителей, 5 - 10 постов - более 500 тыс. жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей. Необходимо дополнительно учитывать площадь поселения, принимая во внимание, что репрезентативность постов существенно снижается с удалением от места измерения и в условиях сложного рельефа местности;
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду РД 52.04.186-89, а не Р 52.04.186-89.
<5> Пункт 3.4.2 Р 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы".
- программа наблюдений должна включать все примеси, которые потенциально могут формировать превышение уровня приемлемого (допустимого) риска для здоровья человека или вносить в этот риск значительный вклад (от 10 до 100%). Приоритеты определяются по ранжированным показателям индексов неканцерогенной и канцерогенной опасности;
- программа может включать в себя вещества, маркерные (индикаторные) для предприятий с максимальными объемами выбросов и уровнем опасности по рассчитанным критериям ;
- должны быть предусмотрены (в рамках маршрутных или подфакельных исследований) измерения качества атмосферного воздуха в зонах влияния наиболее значимых источников выбросов, в том числе тех, на которых хозяйствующие субъекты планируют или реализуют воздухоохранные мероприятия.
Пошаговый алгоритм выбора приоритетных примесей для мониторинга и точек отборов проб приведен в приложении Б.
4.10. В качестве альтернативного варианта определения размещения постов мониторинга при отсутствии сведений о параметрах источников выбросов предлагается принять условие, когда источники предприятия будут представлены одним источником преобладающего типа и выполнены расчеты рассеивания по типу "сводных расчетов по городу". Примерный алгоритм таких действий приведен в приложении В.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей