Приложение. Методика расчета себестоимости перевозочной работы для формирования договорных тарифов на перевозки, работы и услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта

Приложение

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ

РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОГОВОРНЫХ ТАРИФОВ

НА ПЕРЕВОЗКИ, РАБОТЫ И УСЛУГИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Существующая на железнодорожном транспорте отчетность позволяет определить только среднюю себестоимость грузовых перевозок в расчете на единицу транспортной работы (руб. на 1 ткм, на 1 вагоно-км и т.п.). Для целей ценообразования тарифов необходимо знать не себестоимость единицы транспортной работы, а среднесетевую (среднедорожную) себестоимость конкретной перевозки или отдельной операции перевозочного процесса, которая зависит от расстояния, типа вагона, его принадлежности, загрузки и других транспортных признаков.

Способ определения себестоимости перевозок базируется на принципиальных положениях метода расходных ставок (удельные расходы на отдельные измерители эксплуатационной работы). При этом применяется специальная система укрупненных расходных ставок с разделением по операциям перевозочного процесса - за начально - конечные и движенческие операции (НКО и ДО).

Указанным методом определяются затраты, связанные не только с работой подвижного состава (так называемые "зависящие" расходы), но и с содержанием, ремонтом и амортизацией постоянных устройств и др. ("условно - постоянные" расходы), что дает возможность учесть полную себестоимость перевозки. В ряде случаев применение укрупненных расходных ставок сочетается с элементами прямого расчета расходов по отдельным видам работ, связанных со спецификой перевозок некоторых грузов и оказания дополнительных услуг.

Универсальные модели расчета себестоимости перевозки грузов или основных операций перевозочного процесса (элементов перевозочной работы) С могут быть представлены в следующем общем виде.

1. Себестоимость перевозки грузов

в вагонах железных дорог:

С = енко + tгр x евч + [(еткм x q + евкм + W x евч) (1 +

+ альфа) + еткм x Р] x L, руб./вагон

где евч - расходная ставка за 1 вагоно-час, руб.;

tгр - среднее время простоя вагона под грузовыми операциями

в течение оборота, час.;

енко - укрупненная расходная ставка (УРС) на 1 погруженный

вагон (на 1 НКО), руб.;

еткм - УРС на 1 ткм брутто, руб.;

евкм - УРС на 1 вагоно-км, руб.;

q - масса тары вагона, т;

альфа - коэффициент порожнего пробега вагонов по отношению к

груженому пробегу;

W - пересчетный параметр перехода затрат, отнесенных на

измеритель "вагоно-час", к измерителю "вагоно-км"

(время прохождения 1 км пути, час.);

Р - масса груза в вагоне, т;

L - расстояние перевозки, км.

2. Себестоимость перевозки грузов в собственных (арендованных) вагонах:

- груженый рейс

С = енко + (еткм x q + евкм + еткм x Р) x L, руб./вагон;

- порожний рейс

С = (еткм x q + евкм) x L, руб./вагон

3. Себестоимость одной начальной или конечной операции (отправления или прибытия груза повагонной отправкой без учета себестоимости погрузочно - разгрузочных работ и подачи - уборки вагонов на подъездные пути):

- в вагонах железных дорог

енко + tгр x евч

С = ----------------, руб./вагон;

2

- в собственных (арендованных) вагонах

енко

С = ----, руб./вагон.

2

4. Себестоимость пробега вагона железных дорог:

- груженого

С = (еткм x q + евкм + W x евч + еткм x Р) x L, руб./вагон;

- порожнего

С = (еткм x q + евкм + W x евч) x L, руб./вагон.

5. Себестоимость пробега собственного (арендованного) вагона:

- груженого

С = (еткм x q + евкм + еткм x Р) x L, руб./вагон;

- порожнего

С = (еткм x q + евкм) x L, руб./вагон.

6. Себестоимость 1 часа простоя вагона железных дорог:

С = ев.

Параметры моделей себестоимости могут устанавливаться как среднесетевые или среднедорожные величины с дифференциацией последних, при необходимости, на прямое и местное сообщение.

Величины УРС определяются на основе отчета формы N 6-жел за годовой период, данных калькуляций железных дорог (табл. 1, 6, 6а и др.), данных об эксплуатационных показателях работы сети (дороги) за аналогичный период (отчет формы ЦО-1 и др.) с последующей коррекцией полученных ставок на изменение цен, заработной платы, амортизации и др.

Отражение изменения ценообразующих факторов в зависимости от наличия исходной информации может производиться либо по элементам затрат и статьям расходов, либо в целом с использованием единого поправочного коэффициента, учитывающего изменение себестоимости перевозок.

Для разработки УРС производится постатейное распределение затрат, отнесенных на грузовые перевозки, на начально - конечные и движенческие операции. Из последних, в свою очередь, выделяются издержки, зависящие от нагрузки, т.е. от массы груза и массы тары вагона. Таким образом, расчет УРС предусматривает отнесение издержек на три основные измерителя - погруженный вагон (по НКО), вагоно-км и тонно-км брутто (ДО).

При определении издержек, относимых на НКО, из них исключаются затраты, связанные с дополнительными операциями и оплачиваемые по отдельным сборам: за подачу и уборку вагонов, хранение грузов, взвешивание, погрузочно - разгрузочные работы и др., т.е. определяется себестоимость только тарифной части расходов.

Расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов на подъездные пути локомотивом железной дороги, в отчетности не выделяются (за исключением расходов по амортизации и капитальному ремонту подъездных путей, находящихся на балансе железных дорог). Поэтому их доля должна определяться расчетным путем на основе проведения специальных обследований. При отсутствии материалов таких обследований доля операций по подаче и уборке вагонов на подъездные пути в общем объеме маневровой работы может приниматься в размере 36% (по данным проф., д.э.н. А.П. Абрамова: Затраты железных дорог и цена перевозки, с. 117) по следующим статьям: 070, 077, 078 - маневровая работа на станциях; 196 - работа тепловозов на маневрах; 197 - 205 - затраты на экипировку, техническое обслуживание и текущий ремонт тепловозов (в части маневровой работы); 207 - амортизация специально маневровых тепловозов; 206 - капитальный ремонт маневровых тепловозов.

Расходы по капитальному ремонту и амортизации подъездных путей (ст. 314 и 315) исключаются полностью. Кроме того, из расходов по текущему содержанию и одиночной смене материалов верхнего строения станционных путей (часть статей 322 и 323, относимая на станционные пути) исключаются затраты, связанные с содержанием подъездных путей, находящихся на балансе железных дорог. Доля таких затрат может определяться исходя из отношения развернутой длины подъездных путей к суммарной развернутой длине всех станционных путей, включая подъездные.

Из суммы распределяемых расходов при определении базовых величин УРС исключаются также статьи затрат, которые связаны только с отдельными видами перевозок:

ст. 048, 049 - специальные операции по мелким отправкам и с контейнерами (сортировка мелких отправок и контейнеров);

ст. 054 - обслуживание вагонов с живностью;

ст. 247, 248 - обслуживание, осмотр и текущий ремонт внутреннего оборудования рефрижераторного подвижного состава;

ст. 050 - техническое обслуживание и текущий ремонт контейнеров;

ст. 231 - подготовка цистерн под налив.

Кроме того, из суммы распределяемых расходов исключаются зависящие от времени расходы на деповской ремонт грузовых и рефрижераторных вагонов (ст. 238, 249), плановый текущий ремонт контейнеров (ст. 051), амортизацию грузовых, рефрижераторных вагонов и контейнеров (ст. 243, 251, 053), их капитальный ремонт (ст. 242, 250, 052), а также текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой (ст. 235 и 240). Эти расходы учитываются в отдельной ставке за вагоно-час (контейнеро-час).

Расходы вагонного хозяйства по промывке и пропарке цистерн (ст. 231) отражаются в ставке за НКО для нефтебензиновых цистерн общего парка железных дорог.

Величины УРС определяются по формулам:

общ

SUM гамма нкоj x (Еji + Зji x К )

ji i дор

енко = ----------------------------------- x К ,

m

общ

SUM гамма вкмj x (Еji + Зji x К )

ji i дор

евкм = ----------------------------------- x К ,

nL

общ

SUM гамма ткмj x (Еji + Зji x К )

ji i дор

еткм = ----------------------------------- x К ,

PLбр

где Еji - основные расходы по j-й статье i-го хозяйства,

отнесенные на грузовые перевозки;

Зji - основные расходы по j-й статье в части фонда оплаты

труда;

гамма нко, гамма вкм, гамма ткм - доли отнесения расходов по

j-й статье на измерители - соответственно на НКО,

вагоно-км, тонно-км брутто;

m - количество начально - конечных операций за отчетный

период, вагонов (определяется как среднеарифметическая

величина погруженных и выгруженных вагонов);

nL - вагоно-км общего пробега в грузовом движении;

PLбр - тонно-км брутто в грузовом движении;

общ

К - коэффициент начисления основных общих и

i общехозяйственных расходов;

дор

К - коэффициент начисления общедорожных расходов.

Доли отнесения расходов j на соответствующие измерители по отдельным статьям расходов приведены в таблице 1.

общ хоз

Е + Е

общ i i

К = ------------,

i фот

Е

i

общ

где E - основные расходы, общие для всех отраслей хозяйства по

i i-му хозяйству;

хоз

Е - общехозяйственные расходы по i-му хозяйству;

i

фот

Е - всего основных расходов по i-му хозяйству в части ФОТ.

i

дор Е

К = ------------------,

Е - (Ев + Ео + Ед)

где Е - всего расходов по перевозкам (эксплуатационные расходы) по

сети (железной дороге);

Ев - всего расходов по восстановительным поездам;

Ео - общие для всех отраслей хозяйства основные и

общехозяйственные расходы отделений дорог;

Ед - всего расходов по управлениям дорог и общедорожным

организациям.

Расходы на деповской ремонт, амортизацию грузовых вагонов и их капитальный ремонт, а также расходы по текущему отцепочному ремонту относятся на вагоно-час. Расходная ставка на вагоно-час рассчитывается по данным о цене, стоимости ремонтов и нормах амортизации конкретных типов вагонов:

дор Ц x а + (Цкр x nкр + Сдр x nдр) : Тсл

евч = Кр x К x -------------------------------------- +

8760

+ еор, руб./ваг.-час

где Ц - цена (стоимость поставки) вагона данного типа;

а - норма амортизации (в долях единицы);

Цкр - цена капитального ремонта;

Сдр - стоимость деповского ремонта;

nкр, nдр - число соответственно капитальных и деповских

ремонтов за срок службы;

Тсл - нормативный срок службы вагона, лет;

8760 - число часов в году;

Кр - необходимый коэффициент резерва грузовых вагонов;

еор - удельные расходы по текущему отцепочному ремонту

грузовых вагонов, руб./вагоно-час.

общ

Еор + Зор x К

в дор

еор = ------------------ x К , руб./вагоно-час

SUM nр x 8760

где Еор - расходы по статье 235 "Текущий ремонт грузовых

вагонов с отцепкой (ТР-2) и выполняемый на

предприятиях других отраслей" и статье 240

"Комплексный профилактический ремонт автотормозов..."

за отчетный год;

Зор - то же в части ФОТ;

SUM nр - рабочий парк грузовых вагонов парка МПС в отчетном

году;

общ

К - коэффициент начисления основных общих и

в общехозяйственных расходов для вагонного хозяйства.

При перевозке наливных грузов в нефтебензиновых цистернах парка железных дорог в расходной ставке енко дополнительно учитываются расходы по промывке и пропарке цистерн ецист:

общ

Еп + З x Кв

п дор

ецист = --------------- x К , руб./вагон

где Еп - расходы по статье 231 "Подготовка цистерн под налив" за

отчетный год;

Зп - то же в части ФОТ;

nц - число погруженных нефтебензиновых цистерн парка железных

дорог за отчетный год.

Для рефрижераторного подвижного состава к расходной ставке евч за вагоно-дизель - электростанцию добавляется ставка, учитывающая расходы по статье 248 "Обслуживание, осмотр и текущий ремонт внутреннего оборудования рефрижераторных поездов (секций)", определяемая как отношение основных расходов по статье 248 с начислениями к годовому бюджету времени рабочего парка служебных вагонов.

Время прохождения вагоном 1 км пути определяется по формуле:

1 tтех

W = ---- + ----,

Vуч Lтех

где Vуч - участковая скорость в грузовом движении, км/час;

tтех - средний простой вагона на технической станции, час.;

Lтех - среднее расстояние между техническими станциями

(вагонное плечо), км.

Порядок определения УРС, в том числе постатейного распределения расходов по операциям перевозочного процесса, представлен в таблицах 2 и 3 на условном примере.

При перевозках грузов с отдельным, специально выделенным для перевозки данной отправки локомотивом железной дороги, следующим по собственной нитке графика (например, для сокращения сроков доставки грузов по просьбе грузоотправителей или грузополучателей), расчет себестоимости производится по специальной системе расходных ставок.

В этом случае себестоимость перевозки в расчете на весь поезд (отправку) рассчитывается по следующим формулам (без учета расходов по подсылке порожних вагонов под погрузку):

а) для вагонов парка железных дорог

- лок

С = еп (ев + tгр x евч) x Nгр + [епкм + елкм + е x Nгр +

- - - вкм

+ (q + р) Nгр x еткм + W x евч x Nгр] x L, руб./отправка;

б) для собственных (арендованных) вагонов

лок

С = еn + ев x Nгр + [епкм + елкм + е x (Nгр + Nпор) +

- - - вкм

+ q x Nпор x еткм + (q + р) Nгр x еткм] x L, руб./отправка

где Nгр, Nпор - соответственно число груженых и порожних вагонов в

отправке;

-

q - средняя масса тары вагона в отправке, т;

-

р - средняя загрузка вагона в отправке, т;

-

евч - средняя расходная ставка за 1 вагоно-час с учетом

структуры отправки по типам вагонов;

еп - УРС на 1 отправленный поезд, руб.;

ев - УРС на 1 отправленный вагон, руб.;

епкм - УРС на 1 поездо-км, руб.;

елкм - УРС на 1 локомотиво-км, руб. (могут определяться

отдельно для полигонов тепловозной и электровозной

тяги);

еткм - УРС на 1 ткм брутто, руб. (могут определяться

отдельно для полигонов тепловозной и электровозной

тяги);

лок

е - УРС на 1 вагоно-км, определенная для условий

вкм перевозки с отдельным локомотивом, руб.

Величины УРС рассчитываются по изложенным выше правилам, при этом доли отнесения расходов на соответствующие измерители приведены в таблице 4.

Величины измерителей устанавливаются следующим образом:

количество отправленных вагонов определяется как среднеарифметическая величина погруженных и выгруженных вагонов за отчетный период;

количество отправленных поездов (условный расчетный показатель) определяется как отношение числа отправленных вагонов к среднему отчетному числу груженых вагонов в составе поезда (включая сборные и передаточно - вывозные поезда);

поездо-километры - общие поездо-километры в грузовом движении, включая передаточные и вывозные поезда;

локомотиво-километры - локомотиво-километры линейного пробега в грузовом движении, включая передаточные и вывозные поезда (отдельно при электровозной и тепловозной тяге).

При дифференциации УРС на 1 ткм брутто по полигонам тепловозной и электровозной тяги величины УРС определяются:

для полигона тепловозной тяги

все расходы по тепловозным депо, отнесенные

т на тонно-км брутто (гр. 10 табл. 4)

е = ---------------------------------------------- +

ткм тонно-км брутто при тепловозной тяге

все расходы по хозяйству пути, отнесенные

на тонно-км брутто (гр. 10 табл. 4)

+ ------------------------------------------;

тонно-км брутто во всех видах тяги

для полигона электровозной тяги

все расходы по электровозным депо, отнесенные

т на тонно-км брутто (гр. 10 табл. 4)

е = ------------------------------------------------ +

ткм тонно-км брутто при электровозной тяге

все расходы по хозяйству пути, отнесенные

на тонно-км брутто (гр. 10 табл. 4)

+ ------------------------------------------.

тонно-км брутто во всех видах тяги