Введение

Переход к рыночной экономике потребовал существенных изменений в системе ценообразования. По мере необходимости улучшения сбалансированности рынка и приведения его в равновесное состояние развиваются процессы либерализации цен в немонополизированных сферах деятельности. На современном этапе становления рыночных отношений государством устанавливаются виды продукции, на которые действуют фиксированные оптовые цены и тарифы и на которые могут применяться свободные (самостоятельно устанавливаемые) и договорные цены и тарифы (по согласованию между предприятиями - производителями и потребителями).

В соответствии с пунктом 3 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 8 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей и грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон (договорным тарифам).

Настоящие методические рекомендации являются развитием ранее утвержденных Министерством путей сообщения Методических рекомендаций по определению свободных (договорных) тарифов на перевозки, работы и услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта (М., 1995) с учетом современных экономических условий.

Настоящие методические рекомендации содержат способы расчета дополнительных издержек железных дорог и ставок платы. Разработанные методы калькулирования затрат и определения ставок тарифов и сборов сопровождаются в ряде случаев примерами расчетов. Значения исходных показателей, принятые в примерах расчетов, являются условными.

Методические рекомендации разработаны специалистами Министерства путей сообщения и Всероссийского научно - исследовательского института железнодорожного транспорта - Мазо Л.А., Малышевым А.С., Никаноровым Ю.А., Рогачевой Л.С., Сорокиным С.В., Шмелевым А.В.