приказом Минприроды России
от 22.10.2020 N 845
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННОГО ПОЛНОМОЧИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД И ЛИКВИДАЦИИ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ
В ОТНОШЕНИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ И ПОЛНОСТЬЮ РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИЯХ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ОТНОШЕНИИ
ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННОГО ПОЛНОМОЧИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОД И ЛИКВИДАЦИИ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ
В ОТНОШЕНИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ И ПОЛНОСТЬЮ РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИЯХ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ОТНОШЕНИИ
ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД
1. В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации <1> (далее - Водный кодекс Российской Федерации) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р <2>, а также в отношении внутренних морских вод (далее - водные объекты).
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2020, N 17, ст. 2725.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 2, ст. 335; 2015, N 36, ст. 5116.
2. Настоящие Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод (далее - Методические указания), предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией полномочия в области водных отношений (далее - уполномоченные органы) и направлены на выработку и реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод (далее - мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий).
3. Передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, представляемым бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2019 N 92 <3>.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст. 626; N 49, ст. 7149.
Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) проводит сверку с уполномоченными органами исходных данных для проведения расчетов распределения субвенций в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
4. Для реализации переданных полномочий в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод, уполномоченным органам необходимо:
а) определить водные объекты и (или) их участки, наиболее опасные с точки зрения негативного воздействия вод, которые находятся в федеральной собственности и полностью расположены на территории субъекта Российской Федерации, и сформировать перечень водных объектов, подлежащий утверждению должностным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Перечень водных объектов);
б) разработать перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждаемым в соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629 <4> (далее - перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и Правила соответственно), определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;
--------------------------------
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4707; 2016, N 24, ст. 3525.
в) до начала разработки проектной документации в отношении мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий его последствий, указанных в пункте 10 настоящих Методических указаний, обеспечить вынос, реконструкцию или ремонт линейных объектов и объектов капитального строительства, попадающих в зону производства работ и оказывающих влияние на эффективность проведения запланированных мероприятий;
г) обеспечить выполнение мероприятий и достижение целевых прогнозных показателей по осуществлению полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Правил, пунктом 5.2.172 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 <5> (далее - Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
--------------------------------
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586.
5. Перечень водных объектов должен быть определен с учетом:
а) установленных зон затопления и подтопления;
б) результатов предпаводковых и послепаводковых обследований;
в) результатов наблюдений за состоянием дна и берегов водных объектов, изменениями их морфометрических особенностей;
г) фактов ущерба причиненного населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и (или) их участках.
6. Перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий рассматривается Росводресурсами на основании предложений уполномоченных органов, согласованных территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейновых советов.
При подготовке предложений в отношении мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий уполномоченные органы используют:
а) данные государственного водного реестра и схемы комплексного использования и охраны водных объектов;
б) данные о частоте и периодичности повторения негативного воздействия;
в) ретроспективные гидрометеорологические данные, включая: температурный и ветровой режим, количество и характер распределения осадков, интенсивность развития половодья, последовательность вскрытия участков реки, распределение толщины льда, интенсивность ослабления прочности льда;
г) имеющиеся на территории данные о возможных местах образования заторов (зажоров) и динамике их формирования на водных объектах и (или) их участках;
д) данные расчетов возможного ущерба населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и (или) их участках.
7. Мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий включают в себя:
а) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения);
б) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
в) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов;
г) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
8. Для мероприятия по предпаводковому и послепаводковому обследованию паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения), необходимы следующие обосновывающие материалы:
а) пояснительная записка, содержащая обоснование видов и объемов проведения работ;
б) предварительная сводная смета на проведение предпаводкового и (или) послепаводкового обследования и сметы по каждому мероприятию, включая сводные показатели видов, объемов и стоимости проводимых обследований;
в) копия документа, подтверждающего введение режима чрезвычайной ситуации или угрозы введения режима чрезвычайной ситуации на территории проведения работ;
г) ситуационный план соответствующего водного объекта с привязкой к населенным пунктам и нанесением участков проведения работ, фотоматериалы.
9. Для мероприятия по расчистке водных объектов от завалов, ликвидации ледовых заторов необходимы следующие обосновывающие материалы:
а) пояснительная записка, содержащая обоснование видов и объемов проведения работ;
б) утвержденный сметно-финансовый расчет проведения работ;
в) акт обследования состояния водного объекта с фотоматериалами;
г) ситуационный план соответствующего водного объекта с привязкой к населенным пунктам и нанесением участков проведения работ;
д) ведомости объемов предполагаемых работ.
10. Для мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов, ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда, в отношении которых проектно-сметная документация не разработана, необходимы следующие обосновывающие материалы:
а) утвержденное уполномоченным органом техническое задание и согласованное с территориальным органом Росводресурсов, содержащее следующие условия:
место проведения планируемых мероприятий;
сроки выполнения изыскательских и проектных работ;
перечень необходимых изыскательских работ и требования к объему и составу данных для проектирования;
расчеты экономической эффективности мероприятия, включая расчет предотвращенного вероятного ущерба;
сравнительный анализ вариантов проектных решений с обоснованием выбора наиболее эффективного решения;
подтверждение ущерба от негативного воздействия вод за прошлые годы;
расчет ущерба населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и (или) их участках;
расчет исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам при проведении работ на водном объекте;
требования к предоставлению результатов изыскательских и проектных работ;
особые условия проектирования;
предельная стоимость выполнения мероприятий;
требования к местам размещения донного грунта, образующегося при производстве работ, с учетом пункта 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, приказа Минприроды России от 15.04.2020 N 220 "Об утверждении Порядка использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов" <6>;
--------------------------------
<6> Зарегистрирован Минюстом России 28.05.2020, регистрационный N 58495.
требования к местам размещения отходов производства и потребления с учетом законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
б) пояснительная записка, содержащая обоснование предлагаемого мероприятия, составленная по результатам обследования, включающая сведения о проблемах и состоянии водного объекта, ожидаемых результатах проводимых мероприятий, их экономической эффективности и социальной значимости (площадь защищаемых территорий и численность населения на этих территориях, размеры предотвращенного ущерба), наличии или отсутствии линейных объектов и объектов капитального строительства, попадающих в зону производства работ и оказывающих влияние на эффективность проведения запланированных мероприятий;
в) акт обследования состояния водного объекта с фотоматериалами;
г) ситуационный план соответствующего водного объекта с привязкой к населенным пунктам и нанесением участков проведения работ, фотоматериалы;
д) протокол заседания бассейнового совета;
е) предварительные сводные и локальные сметы на проектные, изыскательские работы.
11. Для мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, указанных в пункте 10 настоящих Методических указаний, в отношении которых проектно-сметная документация разработана, необходимы следующие обосновывающие материалы;
а) заверенная уполномоченным органом копия проектной документации, разработанной в порядке, установленном Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 <7>;
--------------------------------
<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744; 2020, N 18, ст. 2916.
б) заверенная уполномоченным органом копия документа (акта) об утверждении проектной документации;
в) пояснительная записка, составленная на основании материалов проектной и сметной документации;
г) акт обследования состояния водного объекта с фотоматериалами;
д) ситуационный план соответствующего водного объекта с привязкой к населенным пунктам и нанесением участков проведения работ, фотоматериалы;
е) заверенная уполномоченным органом копия приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <8>.
--------------------------------
<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2020, N 31, ст. 5013.
12. В случае продолжения реализации мероприятий, финансирование которых осуществлялось за счет субвенций в предшествующем финансовом году, обосновывающие материалы включают в себя следующие документы:
а) пояснительная записка, составленная на основании материалов проектной документации, с информацией о заключенных контрактах и выполненных работах;
б) расчет остаточной стоимости реализации мероприятия с учетом заключенных контрактов;
в) копии государственных контрактов на выполнение работ.
13. Уполномоченные органы направляют свои предложения по мероприятиям (бюджетные заявки), планируемым к реализации за счет средств субвенций, в территориальные органы Росводресурсов. Территориальные органы Росводресурсов готовят заключения по каждому мероприятию с учетом заключения соответствующих бассейновых советов.
14. Рассмотрение бюджетных заявок осуществляется Росводресурсами при формировании бюджетных проектировок на соответствующий финансовый год и плановый период.
15. По итогам рассмотрения Росводресурсами согласовывается Перечень мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, утвержденный руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
16. Уполномоченные органы осуществляют контроль за реализацией запланированных мероприятий.
17. Уполномоченные органы ежеквартально отчитываются о выполнении согласованных мероприятий с указанием причин их возможного невыполнения по форме отчета об осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 5.2.172 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей