3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Общие способы и приемы безопасного производства работ на лавиноопасных участках железнодорожного полотна.

3.1.1. Дорожный мастер и бригадир пути должны осматривать лавиноопасные склоны и противолавинные сооружения на участке обслуживания (околотке, рабочем отделении)

3.1.2. Руководитель работ должен проверить:

что выдано предупреждение на поезда;

что место производства работ ограждено в установленном порядке, в том числе установлены сигнальные знаки "Начало лавиноопасного участка" и "Конец лавиноопасного участка";

уровень снега по снегомерным рейкам;

состояние склонов.

3.1.3. Руководитель работ должен выставить вне опасной зоны наблюдателей, из числа работников дистанции пути, следящих за состоянием снежного пласта на склоне и падением снежных карнизов, и установить порядок подачи ими звуковых сигналов в случае опасности.

3.1.4. Все путевые работы и передвижения групп работников должны выполняться по команде руководителя работ.

3.1.5. Все работы в пределах лавиноопасных участков, в весенний период до полного освобождения склонов от снега, проводить в первой половине дня (до 12 часов местного времени).

3.1.6. Работники при обнаружении признаков возможного схода лавин (мощные снежные карнизы, массовое скатывание снежных комьев и прочее) или уже сошедших на путь снежных масс обязаны:

уведомить дежурного соседней станции об обнаружении схода (признаков возможного схода) снежной лавины на железнодорожный путь, с указанием километра и пикета;

уведомить начальника и диспетчера дистанции пути о сходе (признаках возможного схода) лавины;

оградить опасное место внезапного схода лавины сигналами остановки.

3.1.7. В целях предупреждения несчастных случаев в лавиноопасный период запрещается:

производить без крайней необходимости путевые работы в лавиноопасный период;

работать во время снегопада, метели, дождя, продолжительной (более двух суток) оттепели, в условиях плохой видимости;

валка деревьев на каменистых и лавиноопасных склонах;

создавать скопления людей или техники в зоне возможного поражения лавинами.

3.2. Способы и приемы безопасной работы по очистке путей после схода лавины.

3.2.1. Работы по очистке пути и восстановлению разрушенных устройств необходимо начинать немедленно после схода лавины, но не раньше, чем:

проведены все намеченные профилактические взрывы;

получено разрешение на осмотр конуса выноса лавины от взрывников;

организовано наблюдение за склонами для своевременного предупреждения работников о сходе повторных лавин;

3.2.2. Разрешение на очистку пути выдается после осмотра завалов и удаления из них предметов, которые могут препятствовать работе снегоочистительной техники.

3.2.3. Работы по очистке пути от лавинного снега должны проводиться в соответствии с нормативными документами, регламентирующими вопросы подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних и зависимых обществах с учетом того, что в лавинных отложениях могут присутствовать обломки деревьев, камни и другие включения. В этом случае работа роторного снегоочистителя должна быть приостановлена, а разборка лавинного завала должна осуществляться бульдозерами, плужными снегоочистителями и стругами.

3.2.4. При разделке снеговых откосов после очистки пути снегоочистителями в откосах должны быть сделаны ниши на расстоянии 20 - 25 м одна от другой с расположением их в шахматном порядке для возможности размещения в них работников при пропуске подвижного состава. Размеры ниши должны определяться в каждом отдельном случае количеством работников, но быть глубиной не менее 0,75 м и шириной не менее 2 м.

3.3. Способы и приемы безопасного пересечения лавиноопасного участка железнодорожного полотна.

Пересекать лавиноопасный участок следует по одному, сохраняя молчание. Первым должен проходить сигналист, идущий впереди. Остальные работники, стоя на обочине, должны наблюдать за сигналистом и состоянием снежных карнизов и снежных масс на склоне. Следующий работник должен выходить на путь только после прохода лавиноопасного участка сигналистом. Сигналист, ограждающий группу сзади, проходит лавиноопасный участок последним.

Пересечение лавиноопасного участка сразу всей группой работников запрещается.

При отсутствии радиомаячков пересекать лавиноопасный участок пути следует с распущенными лавинными шнурами.

3.4. Способы и приемы безопасной работы с дефектоскопными и путеизмерительными тележками на лавиноопасных участках железнодорожного полотна.

Перед проверкой участка возможного схода снежных лавин руководитель работ с помощью бинокля должен определить возможность безопасной работы.

Оператор дефектоскопной или путеизмерительной тележки и сопровождающие его работники, включая сигналиста, идущего впереди группы, должны снять тележку с пути и отойти на обочину земляного полотна.

Проходить лавиноопасный участок необходимо с соблюдением требований п. 3.3 настоящей инструкции.

Выходить на путь и продолжать работу оператор дефектоскопной или путеизмерительной тележки и сопровождающие его работники должны только после прохода лавиноопасного участка пути сигналистом.