II. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории Российской Федерации
II. Методические рекомендации органам государственной
власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления в сфере социальной и культурной адаптации
и интеграции иностранных граждан на территории
Российской Федерации
1. Для совершенствования реализации мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан рекомендуется:
1.1. Субъектам Российской Федерации создать в органах государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственных государственных организациях специализированные подразделения, в компетенцию которых войдет работа по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.
1.2. При установлении штатной численности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, ответственных за реализацию государственной миграционной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, руководствоваться законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и труде, с учетом специфики субъекта Российской Федерации и значения показателя состояния национальной безопасности Российской Федерации "Доля населения, положительно оценивающего состояние межнациональных отношений, в общей численности населения Российской Федерации" (ФСО России).
1.3. Главам муниципальных образований определить должностное лицо не ниже заместителя главы муниципального образования, в чью компетенцию войдут вопросы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории муниципального образования.
1.4. Обеспечить разработку и реализацию соответствующих региональных государственных программ и подпрограмм, комплексов мер, комплексных планов и планов мероприятий либо иных инструментов реализации мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации с выделением необходимых финансовых средств.
Реализация мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках специальных подпрограмм или регулируется отдельными нормативными правовыми актами.
Специальные подпрограммы приняты в следующих субъектах Российской Федерации:
Республика Дагестан - в рамках подпрограммы "Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Республике Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 октября 2017 г. N 250;
Республика Саха (Якутия) - в рамках подпрограммы "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 г. N 884;
Республика Татарстан - в рамках реализации подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан" Государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы";
Красноярский край - в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение деятельности системы по социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов" программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2014 г. N 442-п;
Пермский край - в рамках реализации подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Пермском крае" программы "Реализация государственной национальной политики в Пермском крае";
Владимирская область - в рамках подпрограммы 4 "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов во Владимирской области" государственной программы Владимирской области "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области";
Нижегородская область - в рамках подпрограммы 4 "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Нижегородской области" государственной программы "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. N 797;
Самарская область - в рамках подпрограммы "Социальная адаптация мигрантов" государственной программы Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2019 - 2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 4 декабря 2018 г. N 748;
Ульяновская область - в рамках реализации подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Ульяновской области" программы "Реализация государственной национальной политики в Ульяновской области";
Челябинская область - в рамках реализации подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Челябинской области" программы "Реализация государственной национальной политики в Челябинской области", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20 декабря 2017 г. N 700-П.
В рамках реализации Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации в следующих субъектах Российской Федерации:
Кабардино-Балкарская Республика - в рамках Плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденного распоряжением Правительства КБР от 15 февраля 2019 г. N 97-рп, включающего в себя раздел: "Создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов";
Республика Хакасия - в рамках Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации мигрантов в Республике Хакасия на 2019 - 2021 годы, утвержденного Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 23 марта 2019 г. N 37-п;
Астраханская область - в рамках Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации мигрантов Астраханской области, утвержденного распоряжением Правительства Астраханской области от 24 декабря 2018 г. N 722-П;
Свердловская область - в рамках Плана мероприятий по реализации в Свердловской области в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Свердловской области от 13 мая 2019 г. N 198-РП, предусматривающего реализацию мероприятий по направлению "Формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество".
В рамках иных нормативных правовых актов в следующих субъектах Российской Федерации:
Карачаево-Черкесская Республика - в рамках положения "О мерах по обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, прибывающих в Карачаево-Черкесскую Республику", утвержденного Правительством Карачаево-Черкесской Республики от 17 декабря 2019 г. N 314;
Приморский край - в рамках распоряжения "О мерах по обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия на территории Приморского края", утвержденного Администрацией Приморского края от 18 декабря 2014 г. N 432-ра.
1.5. Создать совместные рабочие органы (комиссии, советы и т.п.), включающие представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере миграции и укрепления межнациональных (межэтнических) и этно-конфессиональных отношений.
Подобные органы созданы в следующих регионах, например:
Республика Коми - Межведомственная комиссия по регулированию миграционных процессов в Республике Коми (Указ Главы Республики Коми от 11 апреля 2007 г. N 26 (ред. от 13.12.2019));
Республика Марий Эл - Правительственная комиссия по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл (постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 июля 2008 г. N 176);
Республика Мордовия - Совет при Главе Республики Мордовия по межнациональным и межконфессиональным отношениям (Указ Главы Республики Мордовия от 13 мая 2014 г. N 112-УГ); Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике (Указ Главы Республики Мордовия от 21 марта 2008 г. N 58-УГ);
Курская область - Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Курской области (распоряжение Губернатора Курской области от 9 апреля 2019 г. N 106-рг);
Самарская область - Консультативный совет по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов при министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области (приказ Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 16 июля 2019 г. N 188-п);
Ярославская область - Координационный совет Ярославской области по вопросам межнациональных отношений (Указ Губернатора Ярославской области от 16 февраля 2011 г. N 38).
1.6. Содействовать организации и проведению на региональном и местном уровнях регулярных совещаний по актуальным вопросам реализации государственной миграционной политики, укрепления межнациональных (межэтнических) и этно-конфессиональных отношений и профилактики экстремизма, конференций, семинаров, круглых столов расширенных выездных семинаров-совещаний с участием представителей институтов гражданского общества.
1.7. Содействовать организации и проведению обучающих семинаров-совещаний для представителей региональных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также общественных объединений.
Например, во Владимирской области на базе Владимирского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации проводятся практикумы на тему: "Современные муниципальные практики социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов";
в Санкт-Петербурге представителями Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики проводятся консультации для сотрудников администраций Выборгского, Приморского и Кировского районов города в целях оказания методической помощи по вопросам противодействия социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов.
1.8. Создать при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления экспертные советы по вопросам гармонизации межнациональных (межэтнических) и этно-конфессиональных отношений с участием представителей науки, образования, экспертных учреждений, национальных объединений, религиозных и других заинтересованных организаций.
1.9. Обеспечить участие представителей региона от органов исполнительной власти и общественности в мероприятиях, организованных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики.
1.10. Создать при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации комиссии по содействию занятости и регулирования процессов трудовой миграции с целью согласования действий органа местного самоуправления с заинтересованными участниками управления в области трудовой миграции.
Например, в Самарской области действует Областная межведомственная комиссия по вопросам внешней трудовой миграции (постановление Губернатора Самарской области от 10 апреля 2014 г. N 86).
1.11. Создать в субъектах Российской Федерации совместные рабочие органы заинтересованных сторон по вопросам легализации иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
1.12. Обеспечить создание необходимой инфраструктуры для осуществления деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, в том числе на основе государственно-общественного партнерства ("центры миграции", консультативные центры, в том числе и передвижные, осуществляющие информационную и правовую поддержку как иностранных граждан, так и всех заинтересованных сторон, организующие курсы по изучению традиций и культуры коренного населения региона).
Например, автономной благотворительной некоммерческой организацией "Новый век" внедрено новое для России направление - социальный патронат на мобильном передвижном комплексе "Помощь мигрантам в России". В рамках него оказывается оперативная юридическая, медицинская, социальная помощь мигрантам в местах их проживания, отдыха и трудовой деятельности. Это способствует поддержанию уровня информированности иностранных граждан, отслеживания тенденций в миграционной среде и профилактике асоциальных явлений. За счет медицинского компонента ведется профилактика и раннее выявление социально значимых заболеваний.
За период 2018 - 2020 гг. осуществлено 426 выездов для оказания помощи мигрантам в торговые комплексы, рынки, строительные объекты, общежития, мечети и другие объекты социальной инфраструктуры, в ходе которых первичной консультацией было охвачено 14 904 человека.
1.13. Осуществлять поддержку проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на достижение целей по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в регионе.
К примеру, в Республике Татарстан на постоянной основе выделяются средства из регионального бюджета на поддержку социально значимых проектов по социальной и культурной адаптации, реализуемых различными социально ориентированными некоммерческими организациями, в том числе автономной благотворительной некоммерческой организацией "Новый век" и др.
1.14. Обеспечить привлечение "Домов национальностей", "Домов дружбы", "Центров национальных культур" и других государственных бюджетных учреждений и методическое сопровождение их деятельности с целью широкого вовлечения граждан и общественных организаций, иностранных граждан в мероприятия по реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации.
1.15. Подготовить в субъектах Российской Федерации региональные стандарты организации деятельности в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. В таких региональных стандартах целесообразно закрепить требования к организации работы по обеспечению оптимальной структуры управления, системы коллегиальных органов, организационно-распорядительным документам.
В качестве примера может быть использован Региональный стандарт организации на региональном и муниципальных уровнях единообразной системы деятельности по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, поддержке и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов, согласованный решением Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по противодействию экстремистской деятельности от 16 сентября 2019 года.
1.16. Содействовать установлению тесного взаимодействия между государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, привлекающими иностранных граждан для трудовой деятельности на территории Российской Федерации, с целью совершенствования реализации национальной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.
1.17. Совершенствовать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих работу в сферах образования, культуры, национальной политики, с образовательными организациями, в которых обучаются иностранные студенты.
1.18. Содействовать привлечению представителей национально-культурных автономий и диаспор, бизнес-структур, работодателей и заказчиков работ (услуг), образовательных организаций, в которых иностранные граждане получают образование, отдельных граждан к проведению мероприятий, направленных на обучение иностранных граждан русскому языку, их правовое просвещение и информирование о нормах поведения, культурных и религиозных традициях.
Например, тюменской областной общественной организацией "Центр развития лидерских и проектных компетенций" разработана и внедряется система образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с языковой и социальной интеграцией иностранных граждан и членов их семей в российскую социокультурную среду.
1.19. Создать в субъекте Российской Федерации отдельные дошкольные образовательные учреждения, специализированные для всесторонней адаптации и интеграции детей иностранных граждан.
Например, при поддержке киргизской диаспоры в целях обучения русскому языку, культуре и иностранным языкам в Москве для детей мигрантов организован клуб "Билим" (программа дошкольной подготовки и начальных классов, курсы иностранных языков, математики, компьютерные курсы, шашки/шахматы).
1.20. Содействовать привлечению иностранных студентов и волонтеров из числа молодежи к работе с вновь прибывающими иностранными гражданами.
Например, центр помощи мигрантам "Рядом дом" занимается оказанием бесплатной всесторонней поддержки семей трудовых мигрантов и других иностранцев, столкнувшихся с трудностями на территории Российской Федерации, с привлечением волонтеров, в том числе из числа иностранных студентов.
Создателем благотворительной организации является священник Дионисий Гришков - участник многих волонтерских проектов.
1.21. Привлекать лидеров этнических диаспор и национально-культурных автономий к разъяснительной работе среди приезжающих иностранных граждан.
Например, в Калининградской области автономная некоммерческая организация "Центр адаптации, социализации и интеграции мигрантов" реализует проект "Адаптация, социализация и интеграция трудовых мигрантов в социокультурное и нормативно-правовое поле Калининградской области".
Целевой аудиторией проекта являются иностранные граждане и члены их семей, впервые прибывшие с целью работы в регион из стран с безвизовым режимом (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Узбекистан). Примерное количество участников целевых групп составляет около 1700 иностранных граждан.
В рамках проекта обеспечивается непрерывная деятельность информационно-ресурсного центра, общественной приемной глав национально-культурных сообществ, интернет-портала, который проводит вводные ориентационные курсы по предоставлению информации об основах общественного устройства, правам и обязанностям иностранных граждан, нормам и культуре поведения в принимающем обществе, профилактике правонарушений, экстремизма, терроризма и наркомании, правилам профилактики социально опасных заболеваний.
2. В сфере кадровой политики рекомендуется:
2.1. Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, участвующих в реализации государственной миграционной политики, в соответствии с профессиональным стандартом специалиста в сфере национальных и религиозных отношений, утвержденным приказом Минтруда России от 2 августа 2018 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений" (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2018 г., регистрационный N 52115)".
2.2. Направлять сотрудников, в компетенции которых находятся вопросы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, для участия в обучении, организованном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики, на базе одного из ведущих вузов страны.
2.3. Направлять сотрудников, в компетенции которых находятся вопросы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, на ежегодные обучающие семинары ФАДН России по реализации государственной национальной политики с целью межрегионального обмена положительным опытом.
2.4. Разработать совместно с научно-экспертным и педагогическим сообществом дополнительные программы профессионального обучения для представителей различных институтов гражданского общества (курсы, лектории, семинары и иные формы обучения).
2.5. Содействовать проведению региональных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в принимающее сообщество.
3. В целях изучения миграционной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и прогноза ее развития рекомендуется:
3.1. Осуществлять постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории субъекта Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические, культурные, этно-конфессиональные и иные аспекты жизни российского общества с целью последующей корректировки мер государственной миграционной политики Российской Федерации; состояния конфликтности в межнациональных отношениях; степени радикализации иностранных граждан на территории вселения.
Мониторинг рекомендуется осуществлять путем сбора и обобщения связанной с развитием региональной миграционной ситуации информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; образовательных организаций всех уровней (мониторинг уровня освоения русского языка учащимися из семей мигрантов); средств массовой информации; коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в этнокультурной и этнополитической сфере; религиозных организаций и религиозных объединений, групп лиц, представляющих интересы диаспор, отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений, в том числе в сети Интернет; иная деятельность.
Предметом мониторинга выступают общественные отношения, складывающиеся в различных сферах и имеющие межнациональный и межрелигиозный (или межконфессиональный) конфликтный потенциал, в частности:
экономические (общий уровень безработицы, структура регионального рынка труда с выделением количества безработных, имеющих постоянные регистрацию и постоянно проживающих в данном регионе; наличие фактических рабочих мест, с определением доли трудоустроенных иностранных граждан; уровень благосостояния граждан с определением количества лиц, имеющих минимальный доход, распределение собственности и др.);
социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);
культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей и др.);
криминогенные (уровень преступности, уровень раскрываемости преступлений, наличие этнопреступности и др.);
иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений.
3.2. Осуществлять проведение социологических исследований (целевых опросов общественного мнения), определяющих состояние межнациональных и межрелигиозных отношений, сбор и анализ оценок ситуации независимыми экспертами в сфере межнациональных отношений на конкретной территории.
3.3. Обеспечить на региональном уровне полноценное внедрение Государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации (далее - ГИСМ) с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N 1312 "О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций".
3.4. Обеспечить подключение к ГИСМ органов местного самоуправления в целях обеспечения оперативного принятия управленческих решений по противодействию экстремизму, созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, социальной и культурной адаптации иностранных граждан, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов.
3.5. При выявлении формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений, их предупреждении руководствоваться приказом Минрегиона России от 14 октября 2013 г. N 444 "Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждении и действиях, направленных на ликвидацию их последствий".
3.6. Осуществлять оперативное информационное взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами посредством ГИСМ.
3.7. Осуществлять мониторинг реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на соответствующей территории.
3.8. Осуществлять мониторинг блогосферы и других сетевых ресурсов с целью выявления экстремистских групп, установления радикально настроенных лиц, оказания на них профилактического воздействия в первую очередь в рамках государственной информационной системы мониторинга.
4. В целях повышения информированности иностранных граждан о правилах поведения, проживания, труда, обычаях и традициях принимающей страны, ответственности за несоблюдение законов рекомендуется:
4.1. Организовать "горячие линии" по вопросам разъяснения действующего законодательства, трудоустройства на территории субъекта Российской Федерации.
Подобная практика реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском крае и других субъектах Российской Федерации.
4.2. Развивать информационные ресурсы, включая ресурсы на основе IT-технологий и цифровых каналов коммуникаций, помогающие получить необходимые сведения о принимающей стране, ее правовых нормах, региональных особенностях принимающего субъекта, профильных государственных учреждениях, социально ориентированных некоммерческих организациях, образовательных курсах и услугах, страниц в социальных сетях официальных сообществ, представляющих ту или иную диаспору на территории субъекта Российской Федерации.
Например, в Республике Татарстан автономной благотворительной некоммерческой организацией "Новый век" разработана и апробирована "Модель комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов", которая состоит из четырех инновационных компонентов: социальный патронат в среде мигрантов, ориентационные курсы для трудовых мигрантов, мобильное приложение для мигрантов M-Help на 7 языках и Центр помощи мигрантам.
В ходе проекта в 2018 - 2020 гг. было охвачено услугами 50 466 иностранных граждан, в том числе: первичные консультации работников - 14 904, обучение на вводных ориентационных курсах - 11 705 человек (проводится на русском языке с визуальным сопровождением на русском, узбекском и таджикском языках), консультирование социального работника Центра помощи мигрантам - 9322, юридическая помощь и консультации - 5503, медицинская помощь и консультации - 5252, медицинские и юридические консультации онлайн через мобильное приложение M-Help - 1360.
4.3. Создать консультационно-информационную и образовательную сеть по предоставлению иностранным гражданам и их детям доступных услуг по обучению русскому языку, истории, культуре и основам общественного устройства, ознакомлению с традициями, обычаями и образом жизни принимающего сообщества (на базе "домов дружбы", молодежных клубов, национальных кафе и т.п.).
4.4. Содействовать созданию страниц в социальных сетях от имени официальных сообществ, которые представляют ту или иную диаспору на территории Российской Федерации.
4.5. Подготовить и распространить ознакомительные материалы (буклеты, брошюры, их электронных версии) для иностранных граждан о нормах, ценностях и стереотипах поведения, присущих местному населению, полезных информационных ресурсах и контактах по вопросам миграционного законодательства, взаимодействия с полицией, трудоустройства, аренды жилья, предоставления социальной помощи, услуг здравоохранения и образования, защиты прав, методические пособия для различных категорий участников с российской стороны.
Например, в г. Санкт-Петербурге "Благотворительный фонд поддержки и развития просветительских и социальных проектов" (далее - ПСП-фонд) совместно с волонтерами осуществляет и поддерживает программы, направленные на решение проблем, связанных с миграционными процессами в регионе, развитием гражданского и гуманитарного просвещения, с 2015 года при поддержке Фонда президентских грантов действует как межрегиональный ресурсный центр в сфере адаптации иностранных граждан и развития межнациональных отношений. ПСП-фонд работает в 19 регионах Российской Федерации, а также в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. Непосредственную консультативную и правовую помощь получили более 5000 иностранных граждан и членов их семей. Разработано, издано и распространено более 40 наименований информационных материалов для иностранных граждан и членов их семей в регионах Российской Федерации и странах СНГ общим тиражом более 50 000 экземпляров. Разработано, издано и распространено более 15 наименований методических материалов по организации работы с иностранными гражданами и гармонизации межнациональных отношений для НКО, НКА, органов местного самоуправления общим тиражом более 7000 экземпляров. Консультативную и экспертную поддержку получили больше 150 общественных организаций. В период ограничений, связанных с пандемией коронавируса, ПСП-фонд оказал информационную и гуманитарную поддержку более 5000 мигрантам.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей