1. Правовая работа - комплекс мер, осуществляемых органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями юридической службы, органами воспитательной работы, по реализации требований нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, в целях успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота, укрепления правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются воинские части), а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам их служебной деятельности.
2. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится:
на стадии формирования правовых норм;
на стадии возникновения правоотношений;
на стадии соблюдения, исполнения и применения правовых норм.
3. Комплекс мер, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, включает в себя меры, осуществляемые органами военного управления, командирами (начальниками) при:
подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов международных договоров, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
ведении справочной работы по нормативным правовым актам Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации;
обеспечении законности и укреплении воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации;
осуществлении трудовых отношений;
осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности;
организации правового обеспечения защиты интересов Министерства обороны Российской Федерации и его структурных подразделений;
организации службы войск и обеспечении безопасности военной службы;
проведении мероприятий по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации;
рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, лиц гражданского персонала и других граждан;
организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей и даче справок правового характера;
проведении мероприятий по правовому обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
обучении соблюдению норм международного гуманитарного права в мирное время, во время ведения боевых действий и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению мира и безопасности (других военных операций, связанных с применением оружия);
обеспечении правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
4. Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации (начальники юридических служб, групп, старшие юрисконсульты, юрисконсульты, помощники командиров по правовой работе) под руководством соответствующих командиров и начальников, проводя мероприятия правовой работы, непосредственно осуществляют следующие основные функции:
правовая экспертиза проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других должностных лиц;
правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работ;
проверка состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления;
организация справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров;
консультации и справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;
участие в организации и работе нештатных юридических консультаций;
участие в организации и проведении правового обучения;
руководство по специальным вопросам нижестоящими подразделениями юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задачи, права и обязанности должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации изложены в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 100).
5. Твердое знание командирами и начальниками законодательства, их высокая правовая культура <*> являются необходимым условием четкой организации служебной деятельности, успешного исполнения должностных и специальных обязанностей.
--------------------------------
<*> Под правовой культурой командиров и начальников понимается совокупность социально-полезных качеств, которые находят свое проявление в организаторской, административной и воспитательной деятельности, основанной на знании и глубоком уважении российского законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с определенными в этих законах требованиями.
6. Каждый командир и начальник должен обладать минимумом правовых знаний, определяемых директивой Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N Д-6 "О правовых минимумах", другими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, и требовать этого от подчиненных.
7. Методическое руководство правовой работой в Вооруженных Силах Российской Федерации направлено на обеспечение единообразной практики использования правовых средств должностными лицами воинских частей.
Оно осуществляется должностными лицами юридической службы, указанными в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, и включает в себя следующие основные мероприятия:
текущее и перспективное планирование правовой работы;
выявление наиболее актуальных, сложных вопросов в практике правовой работы, разработку и внедрение в войска научно обоснованных и проверенных практикой форм и методов правовой работы;
организацию общей и индивидуальной системы профессиональной подготовки (повышения квалификации) для офицеров нижестоящих подразделений юридической службы;
анализ состояния правовой работы по итоговым докладам должностных лиц юридических служб органов военного управления;
обзоры практики правовой работы, рассылаемые в войска (силы).
Методическое руководство может осуществляться в форме методических указаний и (или) рекомендаций.
8. Начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, юридические службы видов Вооруженных Сил, заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, старшие юрисконсульты объединений в процессе методического руководства осуществляют обязательные проверки (изучение) состояния правовой работы в соответствии с прилагаемыми Рекомендациями (Приложение N 1 к настоящему Наставлению).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей