Приказ Роспотребнадзора от 07.07.2020 N 379 "Об утверждении обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания" (вместе с "Обучающей (просветительской) программой по вопросам здорового питания для детей дошкольного возраста", "Обучающей (просветительской) программой по вопросам здорового питания для детей школьного возраста", "Обучающей (просветительской) программой по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия)", "Обучающей (просветительской) программой по вопросам здорового питания для работающих в тяжелых и вредных условиях труда", "Обучающей (просветительской) программой о вопросам здорового питания взрослого населения всех возрастов", "Обучающей (просветительской) программой по вопросам здорового питания для беременных и кормящих женщин", "Обучающей (просветительской) программой по вопросам здорового питания для лиц с повышенным уровнем физической активности", "Обучающей (просветительской) программой по вопросам здорового питания лиц пожилого и старческого возраста")
- Приказ
- Приложение 1. Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для детей дошкольного возраста
- I. Общие положения
- II. Целевой раздел
- 2.1. Актуальность программы
- 2.2. Цель программы
- 2.3. Задачи программы
- 2.4. Целевая аудитория программы
- 2.5. Механизмы реализации программы
- 2.6. Планируемые результаты освоения программы
- III. Содержательный раздел
- IV. Организационный раздел
- 4.1. Общие рамки организации обучающего процесса
- 4.2. Содержание учебного курса
- 4.2.1. Выработка у детей обязательных навыков здорового питания и стереотипов пищевого поведения, направленных на гармоничный рост и развитие (справочные материалы)
- 4.2.2. Формирование у родителей (законных представителей детей), а также лиц, занятых в сфере ухода и присмотра за детьми навыков организации здорового питания
- Тема: 1. Физиология пищеварения ребенка
- Тема: 2. Потребность ребенка в пищевых и биологически ценных веществах
- Тема 3. Рекомендации по организации питания
- Таблица 1. Рекомендуемая пищевая ценность меню для детей от 2-х до 3-х лет
- Таблица 2. Рекомендуемая пищевая ценность меню для детей от 3-х до 7-ми лет
- Таблица 3. Среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей дошкольного возраста в нетто (на 1 ребенка в сутки)
- Тема 4. Особенности организации питания детей, находящегося на режиме самоизоляции (при введении ограничительных мероприятий, обусловленных эпидемиологическими рисками здоровью инфекционного и неинфекционного генеза)
- 4.3. Учебный план
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 2. Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для детей школьного возраста
- I. Общие положения
- II. Целевой раздел
- 2.1. Актуальность программы
- 2.2. Цель программы
- 2.3. Задачи программы
- 2.4. Целевая аудитория программы
- 2.5. Механизмы реализации программы
- 2.6. Планируемые результаты освоения программы
- III. Содержательный раздел
- IV. Организационный раздел
- 4.1. Общие рамки организации обучающего процесса
- 4.2. Содержание учебного курса
- 4.2.1. Тема N 1 "Роль и значимость пищевого фактора в сохранении и укреплении здоровья населения, профилактике болезней цивилизации"
- 4.2.2. Тема N 2 "Основы физиологии пищеварения"
- 4.2.3. Тема N 3 "Основные компоненты пищи"
- Таблица 1. Примерные значения суточной потребности в энергии (ккал/сутки)
- Таблица 2. Рекомендуемая пищевая ценность суточного меню для детей от 7-ми до 11-ти лет
- Таблица 3. Рекомендуемая пищевая ценность суточного меню для детей от 11-ти лет и старше
- Таблица 4. Среднесуточные наборы пищевой продуктов для приготовления блюд в нетто (на 1 ребенка в сутки)
- Список дополнительной литературы по теме
- 4.2.4. Тема N 4 "Критически значимые нутриенты в различных группах продуктов"
- 4.3. Учебный план
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. Наглядные материалы (рисунки и таблицы)
- Таблица 1. - Численность обучающихся в общеобразовательных организациях в динамике по РФ и Федеральным Округам РФ
- Таблица 2. - Численность обучающихся 1 - 4-х классов общеобразовательных организаций в динамике по РФ и Федеральным Округам РФ
- Таблица 3. - Динамика заболеваемости сахарным диабетом (на 100 тыс.)
- Таблица 4. - Динамика распространенности ожирения у детей и подростков (на 100 тыс.)
- Приложение 3. Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия)
- I. Общие положения
- II. Целевой раздел
- 2.1. Актуальность программы
- 2.2. Цель программы
- 2.3. Задачи программы
- 2.4. Целевая аудитория программы
- 2.5. Механизмы реализации программы
- 2.6. Планируемые результаты освоения программы
- III. Содержательный раздел
- IV. Организационный раздел
- 4.1. Общие рамки организации обучающего процесса
- 4.2. Содержание учебного курса
- Раздел 1. Принципы здорового питания
- Тема 1.1. Что такое правильное питание? Контроль за своим питанием
- Тема 1.2. "Пирамида питания" - идеал и реальность?
- Тема 1.3. "Вредная еда" - это какая и почему?
- Раздел 2. Безопасность питания
- Тема 2.1. Как правильно выбрать и где покупать безопасные пищевые продукты?
- Тема 2.2. Как готовить, чтобы сохранить пользу продуктов?
- Тема 2.3. Безопасное питание для любителей спорта
- Тема 2.4. Безопасное питание, если ты вегетарианец
- Раздел 3. Неблагоприятные природные условия и здоровое питание
- Тема 3.1. Климат, природные особенности территории и здоровье
- Тема 3.2. Микронутриенты и их источники
- Тема 3.3. Йододефицит и дефицит фтора. Чем они грозят и как питание может помочь?
- Тема 3.4. Витамины и обогащение ими рациона питания
- Раздел 4. Загрязненность окружающей среды и питание
- 4.3. Учебный план
- 1. Принципы здорового питания
- 2. Безопасность питания
- 3. Неблагоприятные природные условия и здоровое питание
- 4. Загрязненность окружающей среды и питание
- 4.3. Контроль состояния программы
- 4.4. Рекомендуемая литература
- Приложение. Справочно-информационный материал для реализации обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия)
- Термины и их определения
- Раздел 1. Принципы здорового питания
- Тема 1.1. Что такое правильное питание? Контроль за своим питанием
- Принципы здорового питания
- Таблица 1. Международная классификация значений ИМТ для взрослых людей
- Дневник питания
- Тема 1.2. "Пирамида питания" - идеал и реальность?
- Тема 1.3. "Вредная еда" - это какая и почему?
- Раздел 2. Безопасность питания
- Тема 2.1. Как правильно выбрать и где покупать безопасные продукты?
- Тема 2.2. Как готовить, чтобы сохранить пользу продуктов?
- Тепловая кулинарная обработка
- Таблица 2. Обобщенные величины потерь пищевых веществ при тепловой кулинарной обработке, %
- Таблица 3. Предпочтительные виды тепловой кулинарной обработки
- Пастеризация
- Замораживание
- Консервирование
- Сушка
- Правила заваривания чая
- Тема 2.3. Безопасное питание для любителей спорта
- Уровень спортивной активности, виды спорта
- Соотношение пищевых веществ у спортсменов
- Питьевой режим
- Спортивное питание (препараты, пищевые концентраты)
- Тема 2.4. Безопасное питание, если ты вегетарианец
- Раздел 3. Неблагоприятные природные условия и здоровое питание
- Тема 3.1. Климат, природные особенности территории и здоровье
- Характеристика климатических поясов и типов климата на территории России
- Связь между климатом и его влияние здоровьем человека
- Особенности питания человека при проживании в различных климатических условиях на территории Российской Федерации
- Тема 3.2. Микронутриенты и их источники
- Калий
- Натрий
- Хлориды
- Кальций
- Фосфор
- Магний
- Железо
- Медь
- Цинк
- Селен
- Хром
- Марганец
- Таблица 8. Основные пищевые источники некоторых минеральных веществ
- Тема 3.3. Биогеохимические провинции. Йододефицит и дефицит фтора. Чем они грозят и как питание может помочь?
- Тема 3.4. Витамины и обогащение ими рациона питания
- Раздел 4. Загрязненность окружающей среды и питание
- Тема 4.1. Загрязнение воздуха, воды и почвы и здоровье
- Загрязнение окружающей среды
- Таблица 16. Основные объекты загрязнения и пути поступления загрязнителей в объекты окружающей среды
- Загрязнение атмосферного воздуха
- Загрязнение воды
- Загрязнение почвы
- Загрязнение и здоровье человека
- Загрязнение атмосферного воздуха и здоровье человека
- Загрязнение воды и здоровье человека
- Загрязнение почвы и здоровье человека
- Таблица 17. Перечень основных химических загрязнителей объектов окружающей среды и их влияние на здоровье
- Тема 4.2. Еда как лекарство
- Антиоксидантная система организма
- Оптимизация системы питания человека
- Таблица 18. Источники пищевых волокон
- Тема 4.3. Город и здоровое питание. Село и здоровое питание
- Список литературы
- Приложения
- Приложение 4. Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
- I. Общие положения
- II. Целевой раздел
- 2.1. Актуальность программы
- 2.2. Цель программы
- 2.3. Задачи программы
- 2.4. Целевая аудитория программы
- 2.5. Механизмы реализации программы
- 2.6. Планируемые результаты освоения программы
- III. Содержательный раздел
- IV. Организационный раздел
- 4.1 Общие рамки организации обучающего процесса
- 4.2. Содержание учебного курса
- Раздел 1. Гигиенические проблемы питания основных групп работающих в тяжелых и вредных условиях труда
- Раздел 2. Неблагоприятные и вредные условия труда и здоровое питание
- Тема 2.1. Факторы риска производственной среды
- Тема 2.2. Система питания работающих во вредных условиях с целью сохранения здоровья
- Тема 2.3. Микронутриенты и их источники. Витамины в рационе питания
- Раздел 3. Современное состояние питания основных групп работающих в тяжелых и вредных условиях труда
- Тема 3.1. Тяжелые и вредные условия труда и современное состояние питания
- Тема 3.2. Питание по группам интенсивности труда
- Тема 3.3. Статус питания организма
- Раздел 4. Пути оптимизации питания рабочих промышленных предприятий
- Раздел 5. Гигиеническая коррекция рационов лечебно-профилактического питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда
- 4.3. Учебный план
- 4.3. Контроль состояния программы
- 4.4. Рекомендуемая литература
- Приложение. Справочно-информационный материал для реализации обучающей (просветительской) программы вопросам здорового питания для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
- Введение
- Глава 1. Значение в питании основных пищевых веществ и основных групп пищевых продуктов. Критически значимые компоненты пищи
- Глава 2. Современное состояние питания отдельных групп работающих в тяжелых и вредных условиях труда
- Глава 3. Пути оптимизации питания рабочих промышленных предприятий: функциональные пищевые продукты, специализированные пищевые продукты
- Глава 4. Гигиеническая коррекция рационов лечебно-профилактического питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда
- Разработка недельных меню-раскладок рациона ЛПП для работающих в условиях металлургического производства
- Разработка недельных меню-раскладок рационов ЛПП для работающих в условиях резинотехнического производства
- Картотека блюд рационов лечебно-профилактического питания
- Реестр продукции диетического профилактического питания при вредных условиях труда
- Приложение 5. Обучающая (просветительская) программа о вопросам здорового питания взрослого населения всех возрастов
- I. Общие положения
- II. Целевой раздел
- 2.1. Актуальность программы
- 2.2. Цель программы
- 2.3. Задачи программы
- 2.4. Целевая аудитория программы
- 2.5.1. Разработка программы
- 2.5.3. Реализация программы
- 2.6. Планируемые результаты освоения программы
- III. Содержательный раздел
- IV. Организационный раздел
- 4.1 Общие рамки организации обучающего процесса
- 4.2. Учебный план
- 1 Законы правильного питания
- 2 Правила здорового питания
- 3 Принципы формирования рациона здорового питания
- 4 Безопасность питания
- 4.3. Контроль состояния программы
- 4.4. Рекомендуемая литература
- Приложение. Справочно-информационный материал для реализации обучающей (просветительской) программы вопросам здорового питания для взрослого населения разного возраста
- Введение
- Оценка физического развития
- Законы здорового питания
- Закон первый: соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона энерготратам человека
- Закон второй: Соответствие химического состава рациона человека его физиологическим потребностям в пищевых веществах
- Основные группы пищевых продуктов
- Таблица 3. Продукты рациона здорового питания
- Продукты, составляющие основу рациона здорового питания (потребляются несколько раз в день)
- Продукты с высоким содержанием жира, соли или сахара, потребление которых должно быть ограничено
- Таблица 4. Правильное питание - выбирайте по принципу "или-или"
- Специализированные продукты
- Принципы формирования рациона здорового питания
- Правила здорового питания
- Продукты - источники критически значимых пищевых веществ
- Таблица 8. Среднесуточное потребление пищевой продукции промышленного производства населением Российской Федерации, включая долю критически значимых пищевых веществ
- Основные пищевые источники поступления критически значимых пищевых веществ в рационе
- Таблица 9. Усредненные диапазоны содержания натрия в основных группах пищевых продуктов
- Таблица 10. Усредненные диапазоны содержания добавленных сахаров в основных группах пищевых продуктов
- Таблица 11. Усредненные диапазоны содержания жира в основных мясопродуктах
- Таблица 12. Усредненные диапазоны содержания жира в основных молочных продуктах
- Таблица 13. Усредненные диапазоны содержания жира в основных кондитерских изделиях
- Таблица 14. Рекомендуемые уровни суммарного суточного поступления с рационом критически значимых пищевых веществ (поваренной соли, сахара, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот)
- Таблица 15. Дифференцированные критерии отнесения пищевой продукции промышленного производства к продуктам с избыточным содержанием поваренной соли, добавленного сахара, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот
- Гигиенические принципы приготовления, хранения и потребления пищи
- Приложение 6. Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для беременных и кормящих женщин
- I Общие положения
- II Целевой раздел
- 2.1 Актуальность программы
- 2.2 Цель программы
- 2.3 Задачи программы
- 2.4 Целевая аудитория программы
- 2.5 Механизмы реализации программы
- 2.6 Планируемые результаты освоения программы
- III Содержательный раздел
- IV Организационный раздел
- 4.1 Общие рамки организации обучающего процесса
- 4.2 Учебный план
- 4.2.1. Принципы здорового питания
- Основные группы пищевых продуктов
- Специализированные продукты
- 4.2.2 Значение здорового питания для женщин в период беременности и лактации. Программирующая роль питания. Роль пищевых веществ для роста и развития плода, полноценной и длительной лактации
- Таблица 4.2 Критические факторы пищевых рационов женщин в период развития плода
- Таблица 4.3 Рекомендуемые нормы физиологической потребности беременных женщин в основных пищевых веществах и энергии во втором и третьем триместрах беременности
- 4.2.3. Рекомендуемый ассортимент продуктов и блюд для женщин в период беременности и лактации. Принципы формирования здорового рациона питания беременных женщин
- Таблица 4.4 Наборы продуктов, включаемые в рацион питания беременных и кормящих женщин
- Таблица 4.5 Ассортимент основных пищевых продуктов, рекомендуемый для ежедневного использования, для использования в питании несколько раз в неделю и не рекомендуемый для использования беременными и кормящими женщинами
- 4.2.4. Режим питания. Специализированная продукция питания для беременных и кормящих женщин (витаминно-минеральные комплексы, специализированные продукты)
- 4.2.5. Особенности организации здорового питания женщин в период лактации
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 7. Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для лиц с повышенным уровнем физической активности
- I. Общие положения
- II. Целевой раздел
- 2.1. Актуальность программы
- 2.2. Цель программы
- 2.3. Задачи программы
- 2.4. Целевая аудитория программы
- 2.5. Механизмы реализации программы
- 2.6. Планируемые результаты освоения программы
- III. Содержательный раздел
- IV. Организационный раздел
- 4.1. Общие рамки организации обучающего процесса
- 4.2. Учебный план
- 1. Законы и правила здорового питания
- 2. Энерготраты и пищевой статус
- 3. Принципы формирования рациона здорового питания лиц с повышенной физической активностью
- 4. Безопасность питания в организованных коллективах
- 4.3. Контроль состояния программы
- 4.4. Рекомендуемая литература
- Приложение. Справочно-информационный материал для реализации обучающей (просветительской) программы вопросам здорового питания для лиц с повышенным уровнем физической активности
- Введение
- Глава 1 Законы здорового питания
- Закон первый: соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона энерготратам человека
- Таблица 1. Классификация значений ИМТ и риск развития сопутствующих заболеваний
- Таблица 2. Нормальные значения ИМТ у взрослого населения с учетом возраста
- Таблица 3. Значение величины окружности талии у мужчин и женщин
- Тесты на физическую подготовленность
- Таблица 4. Нормативы для определения физической подготовленности
- Таблица 5. Абсолютная величина силы кисти (кг) (по Г.С. Туманяну, Э.Г. Мартиросову, 1976)
- Закон второй: Соответствие химического состава рациона человека его физиологическим потребностям в пищевых веществах
- Оценка фактического питания
- Оценка обмена покоя (оп) и расчет среднесуточной потребности в энергии и основных макронутриентах в соответствии с уровнем физической активности
- Оценка обмена покоя
- Расчетные методы
- Расчет среднесуточной потребности в энергии и основных макронутриентах в соответствии с уровнем физической активности
- Группы населения, дифференцированные по уровню физической активности
- Пример расчета
- Методика расчета суточных потребностей в пищевых веществах и энергии
- Таблица 6. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для мужчин
- Таблица 7. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для женщин
- Рекомендации по питанию для тех, кто ведет активный образ жизни, занимается физической культурой, любительским спортом, фитнесом
- Приложение. Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания лиц пожилого и старческого возраста
- I. Общие положения
- II. Целевой раздел
- 2.1. Актуальность программы
- 2.2. Цель программы
- 2.3. Задачи программы
- 2.4. Целевая аудитория программы
- 2.5. Механизмы реализации программы
- 2.6. Планируемые результаты освоения программы
- III. Содержательный раздел
- IV. Организационный раздел
- 4.1. Общие рамки организации образовательного процесса
- 4.2. Учебный план
- 1. Законы правильного питания
- 2. Правила здорового питания
- 3. Принципы формирования рациона здорового питания. Безопасность питания
- 4. Особенности питания людей пожилого и старческого возраста
- 4.3. Контроль состояния образовательной программы
- 4.4. Рекомендуемая литература
- Приложение. Справочно-информационный материал для реализации обучающей (просветительской) программы вопросам здорового питания к обучающей (просветительской) программе по вопросам здорового питания людей пожилого и старческого возраста
- Введение
- Оценка физического развития
- Законы здорового питания
- Закон первый: соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона энерготратам человека
- Закон второй: Соответствие химического состава рациона человека его физиологическим потребностям в пищевых веществах
- Таблица 2. Рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания
- Основные группы пищевых продуктов
- Таблица 3. Продукты рациона здорового питания
- Продукты, составляющие основу рациона здорового питания (потребляются несколько раз в день)
- Овощи (свежие, замороженные и консервированные)
- Фрукты (свежие, замороженные, консервированные и сушеные)
- Зерновые
- Молочные продукты (предпочтение должно отдаваться продуктам с низким содержанием жира без добавленного сахара)
- Белковые продукты
- Растительные масла
- Продукты с высоким содержанием жира, соли или сахара, потребление которых должно быть ограничено
- Таблица 4. Правильное питание - выбирайте по принципу "или-или"
- Специализированные пищевые продукты
- Принципы формирования рациона здорового питания
- Правила здорового питания
- Продукты - источники критически значимых пищевых веществ
- Таблица 8. Среднесуточное потребление пищевой продукции промышленного производства населением Российской Федерации, включая долю критически значимых пищевых веществ
- Основные пищевые источники поступления критически значимых пищевых веществ в рационе
- Таблица 9. Усредненные диапазоны содержания натрия в основных группах пищевых продуктов
- Таблица 10. Усредненные диапазоны содержания добавленных сахаров в основных группах пищевых продуктов
- Таблица 11. Усредненные диапазоны содержания жира в основных мясопродуктах
- Таблица 12. Усредненные диапазоны содержания жира в основных молочных продуктах
- Таблица 13. Усредненные диапазоны содержания жира в основных кондитерских изделиях
- Таблица 14. Рекомендуемые уровни суммарного суточного поступления с рационом критически значимых пищевых веществ (поваренной соли, сахара, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот)
- Таблица 15. Дифференцированные критерии отнесения пищевой продукции промышленного производства к продуктам с избыточным содержанием поваренной соли, добавленного сахара, жиров с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот
- Гигиенические принципы приготовления, хранения и потребления пищи
- Как правильно выбирать продукты?
- Как поддерживать личную гигиену и санитарное состояние кухни?
- Как правильно хранить продукты?
- Как правильно готовить пищу?
- Характеристика пищевого статуса лиц пожилого и старческого возраста
- Термины и определения
- Возрастная периодизация взрослого населения
- Проблемы питания лиц пожилого и старческого возраста
- Причины недостаточной обеспеченности макро- и микронутриентами
- Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для лиц пожилого и старческого возраста (старше 60 лет)
- Рекомендации по питанию для здоровых пожилых пациентов
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей