Социально-психологическая реабилитация инвалидов при демиелинизирующих заболеваниях на примере рассеянного склероза

Социально-психологическая реабилитация инвалидов

при демиелинизирующих заболеваниях на примере

рассеянного склероза

Рассеянный склероз характеризуется полиморфными флуктуирующими психологическими отклонениями. У инвалидов, страдающих рассеянным склерозом, отмечается депрессивные и эйфорические состояния, признаки "лобного синдрома", речевые расстройства. Ремитирующий характер заболевания и молодой возраст инвалида создают благоприятные условия для развития невротических реакций, что может ограничивать жизнедеятельность и снижать качество жизни инвалидов с данной патологий.

Спектр нейропсихологических нарушений свидетельствует о функциональных нарушениях в работе отдельных зон головного мозга, что проявляется в виде вторичных расстройств счета, письма, речи и др.

Нарушение работоспособности связано с преимущественным нарушением функций внимания, что выражается в замедлении процесса обработки информации, нарушении распределения внимания, затруднениях при контроле за выполнением умственных действий, повышенной тормозимости следов памяти вне зависимости от модальности.

Модель социально-психологической реабилитации инвалидов с рассеянным склерозом учитывает не только структуру и степень нарушения психической деятельности на момент первичного экспериментально-психологического исследования, но и предвосхищает последующие нарушения и личностные реакции инвалида. Коррекция когнитивных нарушений в программе социально-психологической реабилитации сочетается с организацией психосоматического сопровождения инвалида, страдающего рассеянным склерозом.

Постепенное ухудшение состояния инвалида с рассеянным склерозом предполагает включение мер профилактики в процесс социально-психологической реабилитации. Психологическая коррекция может быть осуществлена еще до появления ярко выраженных нарушений высших психических функций. При стертых нарушениях познавательных процессов, проявляющихся лишь в сенсибилизированных условиях, возможно начало направленной работы по восстановительному обучению.

Существенное изменение образа жизни и активности инвалида с рассеянным склерозом предполагает преодоление прежних жизненных стереотипов, поиск новых, адекватных заболеванию, способов досуга, труда и т.п. Социальный психолог здесь может оказать существенную помощь.

Одной из проблем является низкая информированность инвалидов о мерах социально-психологической реабилитации. В результате чего инвалид порой попадает к специалисту психологу в отделенные периоды последствий болезни, когда значительно сложнее обратить/скорректировать или минимизировать последствия патологического процесса, снизить его влияние на личность инвалида.