Психологическое консультирование

Согласно пункту 5.2.1 ГОСТ Р 54738-2011 "Услуги по социальной реабилитации инвалидов", психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

В зависимости от характера запроса со стороны инвалида (ребенка-инвалида) и клинико-функциональных данных, социальный психолог выбирает форму и методы работы.

Психологическое консультирование включает в себя:

- выявление значимых для инвалида проблем социально-психологического содержания - в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;

- изучение личности инвалида (ребенка-инвалида) с целью выяснения того, сможет ли он самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой;

- обсуждение с инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;

- информирование инвалида о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности;

- оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;

- предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.

Вне зависимости от вида инвалидизирующей патологии, степени и вида ограничений жизнедеятельности, инвалиду (ребенку-инвалиду) может понадобиться помощь специалиста в разрешении проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

По нашему мнению, отсутствие высказанного желания инвалида (ребенка-инвалида) обращаться за помощью к специалисту-психологу по вопросам консультирования не может считается основанием для отсутствия в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) рекомендаций в части мероприятий по социально-психологической реабилитации. Кроме того, в соответствии с положениями нормативно-правовых документом, ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) носит рекомендательный характер.

Личностные переживания, связанные с болезнью, последствиями лечения болезни и принятием нового социального статуса (инвалид), могут проявиться отсрочено и требовать квалифицированной психологической помощи.

Следует отметить, что в случае выраженных или значительно выраженных нарушений психических функций, приводящих к ограничению контроля за своим поведением 2 и 3 степени соответственно, задачи психологического консультирования могут сужаться, а приоритет отдается психотерапевтической помощи и психологической коррекции.

Выделяют следующие виды психологического консультирования: психолого-педагогическое, семейное, личностное, возрастное, профессиональное. В практической деятельности специалиста психолога эти виды могут быть совмещены.