Социально-психологическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов с нарушением сенсорных систем (зрения, слуха)

Социально-психологическая реабилитация или абилитация

детей-инвалидов с нарушением сенсорных систем

(зрения, слуха).

Характер и степень нарушений психической деятельности варьируется в зависимости от времени возникновения дефекта сенсорных систем (врожденный или приобретенный).

Ключевое влияние на вторичные нарушения развития оказывает степень нарушения сенсорных функций (зрения или слуха). Полное выпадение слуха или зрения значительно влияет на психическое развитие, и такой вариант развития получил название "дефицитарного".

Структура нарушения отличается в зависимости от нарушенного анализатора. Для нарушения слуха характерна следующая картина: непосредственное влияние стойких нарушений сенсорных функций (слуха) - первичный дефект - влияет на функцию речи - вторичное отклонение - вызывает ряд системных следствий, затрудняющих развитие других высших психических функций (мышления, памяти, праксиса, эмоциональной сферы и др.) - третичное отклонение:

- замедление процесса формирования понятий;

- замедленное узнавание предметов (замедленное формирование у детей произвольного процесса восприятия). Страдает осмысленность зрительного восприятия;

- более позднее формирование произвольной регуляции движений;

- повышенное утомление особенно при восприятии речи, обусловленное повышенной сосредоточенностью ребенка на визуальных признаках речи (движение губ, пальцев рук);

- страдает обобщенность образной памяти, когда с большей четкостью фиксируются частные (несущественные), яркие признаки, а не общие, значимые:

- мышление характеризуется замедлением процесса развития (полноценное наглядно-действенное мышление формируется в более поздние сроки, преобладание наглядных форм мышления над понятийными и др.).

Для нарушения зрения характерна следующая картина: непосредственное влияние стойких нарушений сенсорных функций (зрения) - первичный дефект - влияет на функцию зрительного восприятия - вторичное отклонение - вызывает ряд системных следствий, затрудняющих развитие других высших психических функций (мышления, памяти, праксиса, эмоциональной сферы и др.)

- третичное отклонение: <3>

--------------------------------

<3> Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Москва. 1990. с, 34.

- неравномерность развития высших психических функций, особенно отставание в развитии зрительного восприятия, может привести к бедности связей перцептивного опыта и речи;

- тотальное нарушение сенсорных функций (зрения) на ранних этапах онтогенеза приводит к задержке формирования функциональных действий с предметами, грубому недоразвитию пространственной ориентации, что влияет на развитие походки, тормозит формирование схемы тела;

- затруднения в формировании зрительных эталонов, что впоследствии может влиять на скорость и качество опознание неупрочненных в опыте объектов и воспроизведение их по памяти, а также затруднять категоризацию объектов (мыслительная операция);

- специфическое нарушение развития эмоциональной сферы в виде невозможности или затруднения восприятия выразительных средств (взгляд, жест, мимика);

- неравномерность в развитии речи и предметной моторики влияет на игровую деятельность (однообразие и примитивность манипуляций при высоком уровне словесного действия).

Перечислены лишь некоторые особенности, свойственные детям с нарушением сенсорных систем (зрения или слуха). Следует отметить, что возможны значительные вариации третичных отклонений, которые зависят от индивидуально-психологических особенностей, обусловленных тяжестью поражения, сопутствующей патологией, социальной ситуацией развития ребенка.

Степень нарушения сенсорных систем (зрения или слуха) определяет характер и степень структуры дефекта. Перечисленные особенности характерны в большей степени для детей с врожденными или ранее приобретенными нарушениями сенсорных систем (зрения или слуха). При нарушении зрения или слуха в поздние периоды онтогенеза или при средней тяжести дефекта сенсорных систем психологические последствия будут носить иной характер, что не снижает роль социально-психологической реабилитации или абилитации в сопровождении детей-инвалидов с данной патологией.

Также, значимой составляющей структуры дефекта у детей-инвалидов с нарушением сенсорных систем (зрения или слуха) является нарушение в развитии личности. При этом траекторию личностного развития ребенка-инвалида с подобными нарушениями задает не частный дефект зрения или слуха, а его социальная ситуация развития. К ним могут относится такие свойства личности, как различные невротические и истероформные проявления, аутистическая направленность личности. Особенности социальной ситуации развития (например, гиперопекающая позиция) часто приводят к инфантилизации личности и затормаживают формирование социальных установок.

Социально-психологическая реабилитация или абилитация направлена на стимуляцию развития остаточных проявлений зрения или слуха. Программа социально-психологической реабилитации или абилитации формируется с опорой на сохранные функции.

Социально-психологическое сопровождение инвалидов (детей-инвалидов) с нарушением сенсорных систем (зрения или слуха) осуществляется с использованием всех перечисленных видов социально-психологической реабилитации или абилитации.

Одним из важных условий эффективной социально-психологической абилитации детей с тяжелым нарушением слуха является позиция родителей, основой которой должна стать правильная оценка ими специфики ситуации, в которой они оказались, учет интересов ребенка, а не центрированность на своих переживаниях, установление адекватного эмоционального контакта.

В зависимости от специфичности социальной ситуации развития самих родителей подобная децентрация с их стороны может происходить спонтанно или требовать помощи психолога. Специалисты рекомендуют осуществлять психологическое сопровождение таких семей на всех этапах жизни детей с нарушением сенсорных систем. <4>

--------------------------------

<4> Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2002. - с. 203.