Социально-психологическая реабилитация инвалидов при повреждениях головного мозга различного генеза (сосудистого, травматического, инфекционного и др.)

Социально-психологическая реабилитация инвалидов

при повреждениях головного мозга различного генеза

(сосудистого, травматического, инфекционного и др.)

При морфофункциональных изменениях вещества головного мозга может возникать сложный дефект психической деятельности, включающий нарушение познавательных процессов, динамических характеристик психической деятельности, эмоционально-волевой и личностной сферы.

Считаем важным обратить внимание на группу нейропсихологических нарушений, которые могут возникать при локальных повреждениях головного мозга. К ним относятся различные нейропсихологические синдромы: нарушения восприятия, произвольных движений и действий, мышления, памяти и др. Они могут проявляться изолированно и требовать использования специальных методов диагностики. Анализ структуры нарушения с выделением первичных, вторичных и третичных нарушений позволит уточнить реабилитационный потенциал в каждом конкретном случае.

Например, нарушение письма, чтения, счета, которые могут возникать при локальных поражениях головного мозга и не сопровождаться иной выраженной психопатологической симптоматикой, требуют особого внимания, т.к. могут приводить к ограничениям в различных сферах жизнедеятельности, требовать особой психокоррекционной работы.

Социально-психологическая реабилитация в случаях поражения головного мозга различной локализации и степени решает широкий круг задач: коррекция нарушений высших психических функций, снижение патологических личностных реакций на болезнь (тревожных, депрессивных, ипохондрических и др.), профилактика признаков социальной депривации, работа с близким социальным окружением.

Задачи психологической коррекции решаются, в том числе с использованием программы методов восстановительного обучения <10>. Коррекция нарушений произвольных движений и действий также может входить в программу социально-психологической реабилитации и осуществляется, например, с помощью аппаратных методов реабилитации (стол механотерапии, система CogniPlus и др.).

--------------------------------

<10> Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985, С. 352.

Субъективные переживания собственной болезни при обширных поражениях головного мозга разнообразны. В отдельных случаях при относительной сохранности критики к своему состоянию могут наблюдаться стойкие выраженные нейропсихологические нарушения, что откладывает отпечаток на личность и приводит к глубоким переживаниям инвалида <11>.

--------------------------------

<11> А.Р. Лурия. Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения). М. Московский университет 1971, С 122.

При ослаблении степени нарушения познавательных процессов и его стертом влиянии на жизнь больного, особенно в случае острого начала заболевания, на первый план психологической работы могут выходить методы психологического консультирования, психотерапии и психологической профилактики.

Психологическое консультирование и психотерапия осуществляются с использованием гуманистического, когнитивного, поведенческого и др. подходов в зависимости от структуры, степени дефекта и индивидуальных предпочтений инвалида (ребенка-инвалида).

Одним из значимых личностных последствий органического поражения головного мозга, сопровождающегося острой фазой, является щадящая установка. Когда в условиях достаточных физических возможностей инвалид (ребенок-инвалид) в деятельности руководствуется стереотипной моделью избегания повышения нагрузки на поврежденную функцию.