Особенности психологической поддержки семей, имеющих детей-инвалидов

Особенности психологической поддержки семей, имеющих

детей-инвалидов

К условиям развития ребенка-инвалида, создание которых становится важной частью его реабилитации или абилитации, может относится социально-психологическая поддержка семей и участников образовательного процесса как в плане консультативной помощи, так и непосредственной психологической работы. <5>

--------------------------------

<5> Морозова Е.В. Актуальные аспекты психологической реабилитации семей, воспитывающих ребенка-инвалида/Е.В. Морозова, А.Д. Шатская//Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями - 2009. - N 4. - С. 24 - 28.

Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что для семей, воспитывающих детей с инвалидностью, характерны следующие психологические проблемы: негативные эмоциональные переживания родителей (нервное напряжение, беспокойство, тревога, изнеможение, отчаяние, неуверенность, стресс) вследствие отсутствия перспектив в отношении будущего своего ребенка; раздражение, неудовлетворенность, вызванные противоречием между ожиданиями родителей по отношению к собственному ребенку и особенностями его развития; трудности самоактуализации и самореализации родителей; деструкция семейных взаимоотношений из-за конфликтов, связанных с воспитанием ребенка-инвалида; ограниченность контактов с окружающими границами собственной семьи (характерны для семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и др.); риск развития стойких психотравмирующих ситуаций в семье в связи с экономическими затратами на лечение и реабилитацию ребенка с инвалидностью; склонность родителей ребенка с инвалидностью к формированию агрессивных форм поведения и взаимодействия из-за дистресса, отсутствия возможности поделиться собственными переживаниями.

Все вышеперечисленные психологические проблемы наглядно отражают нуждаемость в психологической помощи ребенку с инвалидностью и его семье. Психологическая помощь может фокусироваться на родителях или ребенке, однако наиболее продуктивной является работа со всей семьей (комплексная работа).

Консультирование родителей ребенка с инвалидностью должно учитывать ресурсы семьи, психологические и физические нагрузки, интерпретацию кризиса, взаимоотношения с социумом и опираться на следующие принципы:

- обязательность психологического консультирования ребенка с инвалидностью и его семьи;

- комплексность и постоянный характер психологического консультирования, организация системы междисциплинарного сопровождения ребенка и его семьи, взаимодействие подсистем, что определяется тесной взаимосвязью проблем родителей и детей, общества и семьи;

- направленность консультирования на активизацию ресурсов и преодоление ограничений, помощь в достижении продуктивного социального функционирования и самореализации;

- помощь в реинтерпретации проблем семьи и болезни ребенка, отношений внутри семьи и семьи с миром.

Для диагностической и коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом и его семьей могут быть рекомендованы следующие приемы:

- закрепление у ребенка и членов семьи продуктивных, положительных тенденций развития;

- коррекция причин и форм негативных проявлений, включение "негативных" проявлений в контекст консультирования, игр; активное использование методов поведенческой, гештальт-терапии и психодрамы, позволяющих проиграть травмирующий и обрести позитивный опыт, изменить поведенческие, эмоциональные и когнитивные шаблоны;

- делегирование родителям ответственности за развитие ребенка и семьи;

- формирование представлений о возможности интеграции семьи в общество, в т.ч. оказании помощи другим, и взаимопонимания как условиях конструктивного взаимодействия с окружающими.

Даже в отсутствии отклонений в психическом развитии социально-психологическая реабилитация может способствовать реабилитационному или абилитационному процессу. К подобным механизмам относится мобилизация личностных ресурсов для активного участия в собственном реабилитационном или абилитационном процессе. Представление ребенка о своем заболевании на разных этапах онтогенеза отличается и может колебаться от абсолютного инфантилизма в отношении реабилитационной или абилитационной программы до рационального отношения к процедурам с активным участием в процессе реабилитации или абилитации.

Очевидна важность формирования подобного адекватного представления о болезни, реабилитационных мероприятиях, сопровождающих их лишений и т.д. с учетом периодизации развития ребенка при активном участии семьи.