Социально-психологический патронаж

Согласно пункту 5.2.7 ГОСТ Р 54738-2011 "Услуги по социальной реабилитации инвалидов", социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания, при необходимости, психологической помощи.

Социально-психологическая реабилитация осуществляется, в том числе и с применением специального оборудования для коррекции когнитивной, сенсорной, двигательной систем. К ним относятся методы сенсорно-когнитивной коррекции с использованием сенсорной комнаты, метода биологической обратной связи, методики компьютеризированной системы CogniPlus и др.

Индивидуальный характер психологической помощи инвалидам (детям-инвалидам) обусловлен разнообразием конкретных проявлений болезни и личностных реакций на нее, а также высокой подвижностью последнего. Описанные виды реабилитационных мероприятий не имеют четко очерченных границ, и в своей работе специалист-психолог может использовать методы, лежащие на стыке разных видов.

Виды социально-психологической реабилитации не являются специфичными в отношении их применения при нарушениях различных функциональных систем организма (видов нарушенных функций, позиционируемых в Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России от 27.08.2019 N 585н).

Виды патологических процессов и нарушения функций организма определяют направление для реализации того или иного вида социально-психологической реабилитации, задают общее направление при выборе соответствующих методик социально-психологической реабилитации или абилитации, но не определяют весь процесс социально-психологической реабилитации. При одних и тех же патологических состояниях, приводящих к идентичной степени нарушения функции организма, состав используемых специалистом-психологом методов реабилитации может варьироваться, что обусловлено, в том числе индивидуально-личностными особенностями инвалида (ребенка-инвалида) и предпочтениями специалиста психолога (использование техник различных психологических школ).

Среди методов социально-психологической реабилитации выделяются специфичные для определенных патологических процессов и функциональных нарушений, что в большей степени обусловлено спецификой структуры дефекта, и неспецифичные, относящиеся к патологическому процессу, но сконцентрированные вокруг широкого круг ее последствий, включающие личностные реакции инвалида (ребенка-инвалида) на болезнь.

Социальная реабилитация или абилитация инвалидов (детей-инвалидов) проводится в тесном взаимодействии с медицинской реабилитацией, профессиональной реабилитацией, психолого-педагогической реабилитацией и адаптивной физической культурой, спортом.

В отечественной психологической практике исходным принципом при построении программы психологической реабилитации или абилитации является учет структуры дефекта с выделением первичных, вторичных и третичных дефектов и сохранных звеньев психической деятельности, а также учет личностных особенностей реабилитанта.

Далее мы кратко остановимся на некоторых отличиях в реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) при разных патологических состояниях, которые, по нашему мнению, могут оказаться значимыми при формировании ИПРА инвалида (ребенка-инвалида).