Социально-психологическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Социально-психологическая реабилитация или абилитация
детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Социально-психологическая реабилитация или абилитация является важным средством психологической реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Длительность и частота реабилитационных или абилитационных мероприятий, проходящих в стационарной форме, у данной категории детей-инвалидов оказывает различные последствия на их развитие.
Можно выделить некоторые неблагоприятные условия развития детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- снижение мобильности, что, особенно на ранних этапах развития, затормаживает формирование навыков самообслуживания, затрудняет формирование произвольности, способствует появлению негативных эмоциональных реакций (комплекс неполноценности и др.), затрудняет ориентировку ребенка в окружающем его мире и т.д.;
- частые госпитализации, которые могут приводить к социальной депривации вплоть до явления госпитализма;
- особенности социальной ситуации развития (гиперопекающая позиция в семье, измененное отношение к ребенку в школе со стороны других детей и педагогов и т.п.), способные приводить к инфантилизации личности ребенка;
- хронический болевой синдром, связанный с передвижением, способный сформировать щадящую установку, безосновательно ограничивающую подвижность и активность детей с подобной патологией, что больше проявляется в дошкольном возрасте.
Выделенные условия даже при комплексной реабилитационной или абилитационной работе специалистов медицинского, психологического, педагогического профиля способны приводить к формированию патологических изменений личности ребенка, к задержке в развитии отдельных высших психических функций или психических процессов, затрудняющих освоение образовательной программы.
Следует отметить, что не во всех случаях выделенные условия будут приводить к негативным последствиям развития. Порой ребенок развивается скорее вопреки сложившимся неблагоприятным условиям, активно преодолевая сложившиеся трудности.
В то же время, это не означает, что у ребенка не возникнет потребности в мерах социально-психологической поддержки в будущем.
Специалисты выделяют основные цели психологической реабилитации в работе с данной категорией детей:
- расширение ограниченного запаса знаний и представлений об окружающем мире, сенсорное воспитание;
- развитие общей моторики и мелкой моторики рук;
- стимуляция развития высших психических функций;
- развитие речевой деятельности и коррекция недостатков в развитии речи;
- нормализация эмоционального фона;
- коррекция нарушений формирования личности;
- коррекция неадекватных профессиональных выборов и др.
Среди заболеваний, приводящих к нарушению опорно-двигательного аппарата, отдельно следует выделить детский церебральный паралич. Социально-психологическая реабилитация или абилитация данного контингента детей отличается разнообразием используемых методов, что, помимо тяжести нарушения опорно-двигательного аппарата, зависит от степени интеллектуальных нарушений, диапазон которых крайне велик. Психический дизонтогенез при данной патологии характеризуется сочетанием дефицитарного развития и/или задержанного психического развития.
Особое внимание при организации психокоррекционной работы уделяется развитию перцептивной сферы данной категории детей, конструктивной деятельности, мышлению.
Индивидуальные психокоррекционные занятия чередуются с групповыми формами работы. При взаимодействии со сверстниками в специально созданных психологом условиях ребенок с большей активностью стремится овладеть новыми для себя психологическими средствами (в изобразительной деятельности, конструировании, умственных действиях: счета и т.п.), расширяет ориентировку в межличностной сфере.
В случае раннего начала психологической абилитации данной категории детей специалисты психологи осуществляют профилактику возникновения патологических эмоциональных изменений (инфантилизм, агрессивность, тревожность, замкнутость и т.п.). <2>
--------------------------------
<2> Морозова Е.В. Герсамия А.Г. Изучение потребности в психологической реабилитации у детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2010, N 3, С. 17 - 27.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей