Социально-психологическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Социально-психологическая реабилитация или абилитация

детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Социально-психологическая реабилитация или абилитация является важным средством психологической реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Длительность и частота реабилитационных или абилитационных мероприятий, проходящих в стационарной форме, у данной категории детей-инвалидов оказывает различные последствия на их развитие.

Можно выделить некоторые неблагоприятные условия развития детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- снижение мобильности, что, особенно на ранних этапах развития, затормаживает формирование навыков самообслуживания, затрудняет формирование произвольности, способствует появлению негативных эмоциональных реакций (комплекс неполноценности и др.), затрудняет ориентировку ребенка в окружающем его мире и т.д.;

- частые госпитализации, которые могут приводить к социальной депривации вплоть до явления госпитализма;

- особенности социальной ситуации развития (гиперопекающая позиция в семье, измененное отношение к ребенку в школе со стороны других детей и педагогов и т.п.), способные приводить к инфантилизации личности ребенка;

- хронический болевой синдром, связанный с передвижением, способный сформировать щадящую установку, безосновательно ограничивающую подвижность и активность детей с подобной патологией, что больше проявляется в дошкольном возрасте.

Выделенные условия даже при комплексной реабилитационной или абилитационной работе специалистов медицинского, психологического, педагогического профиля способны приводить к формированию патологических изменений личности ребенка, к задержке в развитии отдельных высших психических функций или психических процессов, затрудняющих освоение образовательной программы.

Следует отметить, что не во всех случаях выделенные условия будут приводить к негативным последствиям развития. Порой ребенок развивается скорее вопреки сложившимся неблагоприятным условиям, активно преодолевая сложившиеся трудности.

В то же время, это не означает, что у ребенка не возникнет потребности в мерах социально-психологической поддержки в будущем.

Специалисты выделяют основные цели психологической реабилитации в работе с данной категорией детей:

- расширение ограниченного запаса знаний и представлений об окружающем мире, сенсорное воспитание;

- развитие общей моторики и мелкой моторики рук;

- стимуляция развития высших психических функций;

- развитие речевой деятельности и коррекция недостатков в развитии речи;

- нормализация эмоционального фона;

- коррекция нарушений формирования личности;

- коррекция неадекватных профессиональных выборов и др.

Среди заболеваний, приводящих к нарушению опорно-двигательного аппарата, отдельно следует выделить детский церебральный паралич. Социально-психологическая реабилитация или абилитация данного контингента детей отличается разнообразием используемых методов, что, помимо тяжести нарушения опорно-двигательного аппарата, зависит от степени интеллектуальных нарушений, диапазон которых крайне велик. Психический дизонтогенез при данной патологии характеризуется сочетанием дефицитарного развития и/или задержанного психического развития.

Особое внимание при организации психокоррекционной работы уделяется развитию перцептивной сферы данной категории детей, конструктивной деятельности, мышлению.

Индивидуальные психокоррекционные занятия чередуются с групповыми формами работы. При взаимодействии со сверстниками в специально созданных психологом условиях ребенок с большей активностью стремится овладеть новыми для себя психологическими средствами (в изобразительной деятельности, конструировании, умственных действиях: счета и т.п.), расширяет ориентировку в межличностной сфере.

В случае раннего начала психологической абилитации данной категории детей специалисты психологи осуществляют профилактику возникновения патологических эмоциональных изменений (инфантилизм, агрессивность, тревожность, замкнутость и т.п.). <2>

--------------------------------

<2> Морозова Е.В. Герсамия А.Г. Изучение потребности в психологической реабилитации у детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 2010, N 3, С. 17 - 27.