Эксперимент, установленный данным документом, проводится с 10 декабря 2020 по 31 декабря 2025 года.

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 5 декабря 2020 г. N 2031

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

АВТОНОМНЫХ СУДОВ ПОД ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФЛАГОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных капитанами морских портов, расположенных в Краснодарском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Астраханской области, Калининградской области, Ленинградской области, Магаданской области, Мурманской области, Ростовской области, Сахалинской области, г. Санкт-Петербурге (далее - эксперимент).

2. Эксперимент проводится с 10 декабря 2020 г. до 31 декабря 2025 г. Информация о датах проведения эксперимента публикуется в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта.

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

"автономное судно" - самоходное судно, используемое в целях торгового мореплавания, процессы управления которым частично или полностью могут осуществляться в автоматическом и дистанционном режиме без участия членов экипажа судна на борту;

"назначенный район" - район, где планируется проведение эксперимента;

"опытная эксплуатация автономного судна" - эксплуатация судна в качестве автономного судна в целях эксперимента в соответствии с настоящим Положением;

"система автономного судовождения" - технические средства автоматического и дистанционного управления судном, которые позволяют частично или полностью выполнять процессы управления судном без участия членов экипажа судна;

"судовладелец автономного судна" - судовладелец, эксплуатирующий автономное судно под Государственным флагом Российской Федерации;

"этап опытной эксплуатации автономного судна" - период от начала движения судна, участвующего в эксперименте, в режиме автономного судна до окончания движения этого судна в режиме автономного судна.

4. Целями и задачами эксперимента являются:

а) апробирование на практике систем и процессов автоматического и дистанционного управления автономным судном при плавании в назначенных районах;

б) определение фактической эффективности работы системы автономного судовождения;

в) отработка технических решений системы автономного судовождения;

г) подтверждение возможности эксплуатации автономного судна в назначенных районах.

5. Участниками эксперимента являются:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

б) Министерство транспорта Российской Федерации;

в) Федеральное агентство морского и речного транспорта;

г) судовладельцы автономных судов.

6. В целях проведения эксперимента:

а) Федеральное агентство морского и речного транспорта:

не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Положения разрабатывает и публикует на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекомендации по применению Международных правил предотвращения столкновения судов 1972 года (МППСС-72) судовладельцами автономных судов;

направляет в Министерство транспорта Российской Федерации и в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации информацию в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения о результатах проведения эксперимента, полученную от судовладельцев автономных судов, не позднее 30 дней с даты получения такой информации;

б) Министерство транспорта Российской Федерации направляет в Международную морскую организацию информацию о проведении и результатах эксперимента в порядке, установленном этой организацией;

в) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обеспечивает использование результатов проведения эксперимента при организации производства и установки на судах систем автономного судовождения;

г) судовладелец автономного судна:

утверждает программу опытной эксплуатации автономного судна;

осуществляет опытную эксплуатацию автономного судна;

представляет результаты опытной эксплуатации автономного судна в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

7. Судовладельцы автономных судов участвуют в эксперименте на добровольной основе и за свой счет.

8. Для участия в эксперименте судовладелец автономного судна не менее чем за 20 рабочих дней до начала опытной эксплуатации автономного судна направляет в Федеральное агентство морского и речного транспорта посредством электронной почты заявку на участие в эксперименте в отношении каждого автономного судна (далее - заявка), в которой указываются:

а) название и номер, присвоенный Международной морской организацией (при наличии), номер, дата и место выдачи свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, номер, дата и место выдачи классификационного свидетельства;

б) информация о назначенном районе;

в) информация о планируемом сроке проведения опытной эксплуатации;

г) информация об установке системы автономного судовождения;

д) информация о назначении должностного лица судовладельца, ответственного за безопасность опытной эксплуатации автономного судна, а также о назначении руководителя опытной эксплуатации автономного судна, их контактные данные;

е) адрес электронной почты судовладельца автономного судна для направления решения Федерального агентства морского и речного транспорта о согласовании или об отказе в согласовании проведения опытной эксплуатации автономного судна.

9. К заявке прилагается утвержденная судовладельцем автономного судна программа опытной эксплуатации автономного судна, включающая:

регламент взаимодействия должностных лиц судовладельца автономного судна, ответственных за проведение опытной эксплуатации автономного судна и ее безопасность, с членами экипажа автономного судна и береговыми службами;

способы оперативной связи с автономным судном и с ответственными за опытную эксплуатацию автономного судна лицами судовладельца и береговыми службами;

риски в отношении безопасности судоходства и защиты окружающей среды, вызванные опытной эксплуатацией автономного судна, разработанные мероприятия по снижению таких рисков.

10. Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 10 дней с даты получения заявки проводит оценку безопасности опытной эксплуатации автономного судна (на основании полученных документов) и принимает решение о согласовании проведения опытной эксплуатации автономного судна, если выполняются следующие условия:

а) заявитель является судовладельцем автономного судна;

б) автономное судно имеет действующее свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

в) автономное судно имеет действующее классификационное свидетельство;

г) разрешенный район плавания автономного судна соответствует назначенному району;

д) опытная эксплуатация автономного судна в назначенном районе является безопасной для самого автономного судна, а также для других судов, эксплуатирующихся в этом районе, и безопасна для окружающей среды;

е) на судне установлена система автономного судовождения.

11. Информация о принятом решении направляется судовладельцу автономного судна на адрес электронной почты, указанный в заявке, не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения.

При невыполнении условий, указанных в пункте 10 настоящего Положения, Федеральное агентство морского и речного транспорта направляет судовладельцу автономного судна на адрес электронной почты, указанный в заявке, мотивированный отказ в согласовании опытной эксплуатации автономного судна не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения об отказе в согласовании опытной эксплуатации автономного судна.

12. Судовладелец автономного судна вправе подать повторную заявку на участие в эксперименте при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа в опытной эксплуатации автономного судна. Повторная заявка подается в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения с дополнительным указанием причин, послуживших основанием для отказа в опытной эксплуатации автономного судна, и предпринятых мер для их устранения. Рассмотрение повторной заявки осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Положения.

13. При проведении опытной эксплуатации автономного судна судовладелец автономного судна обязан:

а) проводить опытную эксплуатацию автономного судна в назначенных районах и в сроки, согласованные с Федеральным агентством морского и речного транспорта;

б) определить до начала опытной эксплуатации автономного судна риски в отношении безопасности судоходства и защиты окружающей среды, вызванные опытной эксплуатацией автономного судна, реализовать мероприятия по снижению таких рисков;

в) постоянно контролировать безопасность проведения опытной эксплуатации автономного судна и в случае возникновения угроз безопасности плавания автономного судна или безопасности других судов в назначенном районе прекратить опытную эксплуатацию автономного судна до устранения таких угроз;

г) обеспечить выполнение требований международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды от загрязнения с судов;

д) учитывать человеческий фактор как ключевой элемент систем автоматического и дистанционного управления автономным судном, проинструктировать экипаж автономного судна и специалистов, участвующих в управлении автономным судном и находящихся вне судна, об особенностях проведения опытной эксплуатации автономного судна и о рисках, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;

е) предпринять меры обеспечения кибербезопасности и отказоустойчивости систем автоматического и дистанционного управления автономным судном;

ж) проинформировать не позднее чем за 3 дня до начала опытной эксплуатации автономного судна посредством электронной почты грузовладельцев, груз которых перевозится на автономном судне, страховщиков, застраховавших автономное судно, капитанов морских портов, в районах которых (на подходах к которым) осуществляется плавание автономного судна, операторов систем управления движением судов морских портов, в районах которых (на подходах к которым) осуществляется плавание автономного судна, о проведении опытной эксплуатации автономного судна;

з) проинформировать посредством электронной почты Федеральное агентство морского и речного транспорта о результатах опытной эксплуатации автономного судна не позднее 3 месяцев с даты завершения опытной эксплуатации автономного судна.

14. Информация, предусмотренная подпунктом "ж" пункта 13 настоящего Положения, должна включать:

а) описание района, в котором проводится опытная эксплуатация автономного судна;

б) планируемые дату и время начала, дату и время окончания каждого этапа опытной эксплуатации автономного судна;

в) способы оперативной связи с автономным судном и с ответственным за опытную эксплуатацию автономного судна лицом судовладельца;

г) описание возможных рисков в отношении безопасности мореплавания и предпринятых судовладельцем автономного судна мер снижения рисков во время опытной эксплуатации автономного судна.

15. Информация, предусмотренная подпунктом "з" пункта 13 настоящего Положения, должна включать:

а) сведения о периодах и назначенном районе проведения каждого этапа опытной эксплуатации автономного судна;

б) сведения о целях и задачах опытной эксплуатации автономного судна;

в) сведения о выполнении настоящего Положения;

г) описание полученных результатов, выявленных ограничений технического, нормативного и эксплуатационного характера;

д) предложения по продолжению эксперимента и (или) по организации регулярной эксплуатации автономных судов.

16. Во время проведения эксперимента судовладелец автономного судна, участвующий в эксперименте, имеет право на получение свидетельства о минимальном составе экипажа этого судна, в котором минимальный состав экипажа указывается в меньшем количестве, чем минимальный состав экипажа этого судна до начала опытной эксплуатации автономного судна. В этом случае минимальный состав экипажа автономного судна назначается капитаном морского порта, осуществившим государственную регистрацию этого судна, с учетом функций, выполняемых системой автономного судовождения, и в соответствии с предложениями судовладельца автономного судна о минимальном составе экипажа этого судна.