<Письмо> Минэкономразвития России от 23.11.2020 N Д13и-38866 "О направлении разъяснений"
Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России (далее - Департамент) с учетом обращений, поступающих от государственных микрофинансовых (МФО) и региональных гарантийных организаций (РГО), по вопросам реализации положений отдельных нормативных актов разъясняет.
По вопросу оказания микрофинансовой и гарантийной поддержки предпринимателям, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, сообщаем.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), предусмотренная статьей 17 Федерального закона N 209-ФЗ, не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации.
С учетом этого положения принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2020 г. N 915, предусматривающее возможность предоставления в 2020 году субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434, и осуществляющим при этом деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров.
Отмечаем, что беспрецедентное до настоящего времени решение Правительства Российской Федерации об оказании финансовой поддержки предпринимателям, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, не отнесено к предмету предоставления микрозаймов и (или) гарантий (поручительства) организациями инфраструктуры поддержки субъектов МСП в связи с тем, что согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 209-ФЗ к финансовой поддержке субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, относится предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов.
Учитывая изложенное, сообщаем, что в настоящее время государственные микрофинансовые организации и региональные гарантийные организации могут осуществлять предоставление микрозаймов и гарантий (поручительств) субъектам МСП, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, за счет средств капитализации организаций.
По вопросу продления максимального срока по вновь предоставляемым в период действия режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности на территории субъекта Российской Федерации микрозаймам сообщаем.
В соответствии с пунктом 2.1.2.11 приказа Минэкономразвития России от 14 марта 2019 г. N 125 "Об утверждении Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - приказ N 125) максимальный срок предоставления микрозайма по программе микрофинансирования не должен превышать 3 (три) года.
При этом МФО вправе продлить максимальный срок по действующим в период действия режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности на территории того или иного субъекта Российской Федерации микрозаймам до 5 лет в целях снижения нагрузки на клиентов МФО и предоставления им возможности восстановления бизнеса. Это позволяет осуществлять микрофинансовую поддержку с предоставлением дополнительных мер, сопутствующих реализации указанной поддержки, - применением индивидуальных графиков платежей по обязательствам заемщиков на период предоставления микрозайма, отсрочкой погашения основного долга по договору микрозайма и др.
При этом максимальный срок по вновь предоставляемым в указанных условиях микрозаймам составляет не более 2 лет (это требование реализуется со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 1 июня 2020 г. N 323). Такой срок обеспечивает оперативную оборачиваемость средств МФО и возможность предоставления льготных микрозаймов вновь за счет поступивших средств.
Учитывая изложенное, отмечаем, что увеличение до 5 лет срока предоставления микрозайма, действующего до момента введения на территории того или иного субъекта Российской Федерации режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности, а также микрозайма, выданного с момента введения одного из указанных режимов и до дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 1 июня 2020 г. N 323, представляется возможным.
Вместе с тем увеличение до 5 лет срока предоставления микрозайма, выданного при одновременном соблюдении двух условий - со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 1 июня 2020 г. N 323 и в период действия режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности на территории того или иного субъекта Российской Федерации, является нарушением требования Минэкономразвития России.
Обращаем внимание, что в условиях кризисных явлений продуктовая линейка микрофинансовой организации должна быть нацелена на финансирование первоочередных нужд бизнеса (выплата заработной платы, оплата налогов, сборов и др.), в связи с чем предоставление микрозаймов необходимо осуществлять оперативно и на недолгие сроки.
Внесение изменений в приказ N 125 в части корректировки указанных сроков не планируется.
По вопросу обеспечения соблюдения требований к структуре совокупного портфеля микрозаймов сообщаем.
Пунктом 2.1.2.13 приказа N 125 установлены требования к структуре совокупного портфеля микрозаймов. Так, доля микрозаймов, выданных вновь зарегистрированным и действующим менее 1 (одного) года субъектам МСП и самозанятым, должна составлять не менее 10% портфеля микрозаймов, такую же долю должны занимать микрозаймы, выданные заемщикам МФО без залогового обеспечения.
Учитывая, что положения приказа N 125 позволяют МФО внедрять предложения, различные по сроку, максимальному размеру микрозайма, размеру процентной ставки, цели финансирования и учитывающие виды, продолжительность и результаты деятельности целевой аудитории, отмечаем широкие возможности МФО в достижении вышеуказанных показателей.
При этом отмечаем, что микрозаймы для вновь зарегистрированных и действующих менее 1 (одного) года субъектов МСП и самозанятых могут предоставляться как при условии залогового обеспечения, так и при его отсутствии, - МФО с учетом оценки потенциальной прибыльности проекта заемщика, риска возникновения убытков МФО при несвоевременном либо неполном исполнении заемщиком своих обязательств могут установить необходимость залогового обеспечения при предоставлении продуктов МФО, разработанных и предложенных для начинающих субъектов МСП и самозанятых.
Одновременно микрозаймы без залогового обеспечения могут выдаваться как начинающим субъектам МСП и самозанятым, так и действующим предпринимателям. В случае если микрозаймы без залогового обеспечения предоставляются преимущественно клиентам, действующим на рынке продолжительное время и успешно прошедшим проверку своей деловой репутации, МФО обязана особо обозначить перед собой задачи по достижению необходимого объема выдачи микрозаймов для начинающих субъектов МСП и самозанятых. МФО вправе выбрать, как будет привлекать в качестве клиентов указанную целевую аудиторию: сформировать для нее продуктовую линейку, не требующую обеспечения, либо предложить продукты с процентной ставкой и иными условиями, приемлемыми и востребованными для начинающих субъектов МСП и самозанятых.
Обращаем внимание, что отличительным признаком продуктов МФО от традиционных банковских продуктов является их доступность для представителей бизнеса, в том числе начинающих.
По вопросу источника предоставления микрофинансовой поддержки для самозанятых сообщаем.
В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрена поддержка самозанятых (физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"), в том числе микрофинансовая поддержка.
Приказом N 125 установлено, что предоставление микрозаймов самозанятым через канал МФО осуществляется за счет средств денежных средств, полученные из бюджетов всех уровней в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) иных госпрограмм, ранее действовавших государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства (программа микрофинансирования).
При этом в соответствии со статьей 2.1.2.10 приказа N 125 максимальный размер единовременно выдаваемого микрозайма на одного самозанятого по программе микрофинансирования не должен превышать 1 млн рублей (установленный Федеральным законом от 2 июля 2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях").
Таким образом, микрофинансовая поддержка самозанятых оказывается за счет средств капитализации МФО.
По оказанию субъектам МСП и самозанятым гарантийной поддержки региональными гарантийными организациями (РГО) в условиях ухудшения экономической ситуации сообщаем.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 приказа Минэкономразвития России от 28 ноября 2016 г. N 763 "Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности" (далее - приказ N 763) предоставление поручительств и (или) независимых гарантий осуществляется РГО в том числе по обязательствам субъектов МСП, связанным с уплатой процентов по кредитным договорам, заключаемым с кредитными организациями, в отношении которых ранее поручительства и (или) независимые гарантии не предоставлялись.
Указанный продукт РГО может быть предложен субъектам МСП в случае введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации на территории, на которой соответствующие субъекты МСП осуществляют свою деятельность, при этом предоставление поручительств и (или) независимых гарантий осуществляется в отношении обязательств по уплате указанных процентов, возникающих в период действия режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации.
Так, указанное положение обеспечивает возможность предоставления поручительства и (или) независимой гарантии по процентным платежам по кредитам коммерческих банков до 70% от суммы, накопленной после 1 числа месяца, в котором объявлено введение режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, при условии реструктуризации (отсрочки) уплаты этих процентов коммерческими банками за период такой отсрочки.
Одновременное предоставление поручительства и (или) независимой гарантии по одному кредитному договору в обеспечение исполнения обязательств по основному долгу и процентам за пользование кредитом исключается.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3.4 в случае введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации гарантийный лимит на заемщика, осуществляющего деятельность на территории, в отношении которой введен один из указанных режимов, то есть предельная сумма обязательства РГО по договору поручительства и (или) независимой гарантии в отношении одного субъекта МСП (самозанятого) не может превышать 80% от суммы обязательств по такому договору, но не более 15% гарантийного капитала РГО в отношении всех договоров поручительств и (или) независимых гарантий, действующих в отношении одного субъекта МСП (самозанятого).
Другими словами, с учетом решений региональных органов исполнительной власти, направленных на расширение поддержки субъектов МСП (самозанятых) в условиях ухудшения ситуации, РГО вправе установить повышенный размер ответственности в период действия в соответствующем регионе режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации. При этом повышенный размер ответственности РГО устанавливается в рамках общего объема гарантийного капитала РГО.
Обращаем внимание, что в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 9 сентября 2020 г. N 586 "Об утверждении Основных положений развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года" (далее - приказ N 586) одной из ключевых целей развития НГС является обеспечение с участием НГС расширения доступа субъектов МСП (самозанятых) к финансовой поддержке в условиях ухудшения экономической ситуации и восстановления экономики посредством реализации антикризисных мер.
Учитывая изложенное, отмечаем, что перечисленные положения приказа N 763 являются обязательными для включения во внутренние нормативные документы (ВНД) РГО.
По вопросу обеспечения предоставления поручительства и (или) независимой гарантии РГО без проведения двойного андеррайтинга (далее - Механизм) и одновременного соблюдения пункта 8.2 приказа N 763 сообщаем.
Указанным пунктом приказа N 763 предусмотрена оценка правоспособности и проверка деловой репутации заемщика, а в случаях, установленных ВНД РГО, проводится также проверка лиц, обеспечивающих исполнение обязательства субъекта МСП (самозанятого), и оценка кредитного риска в порядке и в соответствии с условиями, установленными ВНД РГО.
Таким образом, РГО вправе закрепить в своих внутренних документах положение о том, что оценка кредитного риска РГО осуществляется в рамках реализации Механизма, что не противоречит требованиям приказа N 763.
Дополнительно сообщаем, что приказом N 586 установлена необходимость проведения участниками НГС работы по сокращению сроков рассмотрения заявки на предоставление гарантийной поддержки в целях расширения гарантийной поддержки субъектов МСП и самозанятых. Так, одним из условий реализации развития НГС является применение РГО специальных режимов рассмотрения заявок, включая Механизм.
По вопросу расширения перечня обязательств субъектов МСП и самозанятых, обеспечиваемых поручительствами и (или) независимыми гарантиями РГО, сообщаем.
В соответствии с пунктом 2.4 приказа N 763 установлен перечень обязательств субъектов МСП и самозанятых, в целях обеспечения которых РГО предоставляет поручительства и (или) независимые гарантии. Так, в соответствии с подпунктом 2 указанного пункта РГО вправе предоставлять поручительства и (или) независимые гарантии, основанным в том числе на иных договорах (не основанным на договорах финансирования).
При этом разработка Минэкономразвития России механизма оказания РГО гарантийной поддержки по иным обязательствам субъектов МСП и самозанятых не планируется. Департамент полагает, что РГО с учетом решений региональных органов исполнительной власти, направленных на расширение гарантийной поддержки субъектов МСП (самозанятых), вправе самостоятельно разработать механизм оказания гарантийной поддержки по иным обязательствам субъектов МСП и самозанятых и закрепить соответствующие положения в ВНД РГО.
При разработке соответствующих продуктов полагаем целесообразным руководствоваться общими положениями приказа N 763, однако при поступлении конкретных и развернутых предложений по внесению изменений в приказ N 763 в части дополнения перечня обязательств субъектов МСП и самозанятых Департамент их рассмотрит.
Обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному толкованию нормативных правовых актов Российской Федерации и даче соответствующих разъяснений. Учитывая изложенное, данные разъяснения не являются обязательными для правоприменителей.
Дополнительно сообщаем, что предоставление МФО и РГО ежеквартальной отчетности в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 29 мая 2009 г. N 198 "Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" не требуется. Начиная с 2019 года, указанные организации обеспечивают заполнение ежеквартальных данных о результатах текущей деятельности в автоматизированную информационную систему "Мониторинг МСП" (http://monitoring.corpmsp.ru) в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 19 февраля 2020 г. N 77 "Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктом 5 Правил проведения акционерным обществом Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также состава такой информации и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России, устанавливающих требования по представлению информации в рамках мониторинга реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства".
Изложенную информацию просим довести до МФО и РГО в оперативном порядке.
Департамента инвестиционной политики
и развития предпринимательства
О.А.ТЕТЕРИНА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей