ИНФОРМАЦИЯ

Расширяется перечень лиц, которые могут быть признаны причастными к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ

В число таких лиц включен владелец информационного ресурса в Интернете, предназначенного и (или) используемого гражданами РФ и российскими юридическими лицами (в том числе от имени зарегистрированных СМИ) для распространения информации на государственном языке РФ, государственных языках республик в составе РФ, других языках народов РФ.

Указанные лица могут быть признаны причастными к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ в случае ограничения владельцем ресурса распространения пользователями общественно значимой информации на территории РФ (в том числе сообщений, материалов зарегистрированных СМИ) по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, профессии, места жительства и работы, отношения к религии и (или) в связи с введением иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц либо установления владельцем ресурса иных ограничений, нарушающих право граждан РФ свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Решение о присвоении владельцу информационного ресурса в Интернете указанного статуса принимает Генеральный прокурор РФ или его заместители по согласованию с МИД России.

К владельцу информационного ресурса - нарушителю применяются меры реагирования, предусмотренные законодательством РФ. В частности, может быть полностью или частично ограничен доступ к интернет-ресурсам, владельцам которых присвоен указанный статус.

(Федеральный закон от 30.12.2020 N 482-ФЗ)

Вводится административная ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению, порядка удаления указанной информации

Так, непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационного ресурса, мер по ограничению доступа к информации, информационному ресурсу или сайту, если обязанность по принятию таких мер предусмотрена законодательством, влечет по общему правилу наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. рублей; на юридических лиц - от 800 тыс. до 4 млн рублей.

Неудаление владельцем сайта (информационного ресурса) информации или интернет-страницы, если обязанность по удалению предусмотрена законодательством, влечет по общему правилу наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. рублей; на юридических лиц - от 800 тыс. до 4 млн рублей.

Непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационного ресурса, мер по ограничению доступа к информационному ресурсу или сайту, на которых размещена информация, содержащая призывы к экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, если обязанность по принятию указанных мер предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; на должностных лиц - от 400 тыс. до 800 тыс. рублей; на юридических лиц - от 3 млн до 8 млн рублей.

Неудаление владельцем сайта или информационного ресурса информации или интернет-страницы, содержащих призывы к экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, если обязанность по удалению такой информации, интернет-страницы предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; на должностных лиц - от 400 тыс. до 800 тыс. рублей; на юридических лиц - от 3 млн до 8 млн рублей.

Повышенная административная ответственность предусмотрена за повторное совершение указанных административных правонарушений.

(Федеральный закон от 30.12.2020 N 511-ФЗ)

Вводятся дополнительные меры, направленные на обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе

К конфиденциальной информации теперь отнесены сведения об имуществе защищаемых лиц.

Уточняется, что при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц органом, обеспечивающим безопасность, налагается временный запрет на выдачу находящихся у оператора сведений о личности защищаемых лиц и об их имуществе (о персональных данных), за исключением случаев, если такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу.

Обеспечение конфиденциальности сведений может осуществляться в отношении лиц, подлежащих государственной защите, также при отсутствии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество. Конфиденциальность сведений может быть обеспечена в том числе одновременно с их вступлением в должность или назначением на должность. В этих случаях данная мера безопасности может быть применена также в отношении близких указанных лиц. Перечень лиц, в отношении которых может применяться такая мера безопасности, определяется руководителем соответствующего государственного органа.

При этом запрещается выдача находящихся у оператора сведений о личности таких лиц и об их имуществе (о персональных данных), за исключением случаев:

- согласия указанного лица на их выдачу;

- выяснения указанных сведений в соответствии с законодательством о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности либо в связи с производством по уголовному делу, а также в порядке гражданского или административного судопроизводства.

Кроме того, предусматривается ряд мер, направленных на недопустимость разглашения сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

(Федеральный закон от 30.12.2020 N 515-ФЗ)